Профориентационная работа любого вуза является неотъемлемой составляющей его деятельности и направлена как на профессиональную ориентацию старшеклассников и обучающихся колледжей, повышение интереса к точным наукам и образованию в целом среди школьников, так и на привлечение абитуриентов в институт. Важную роль в этом процессе играет день открытых дверей. В Рязанском институте уже несколько лет это мероприятие проходит в формате «Старт инженерных профессий».
Для проведения дня открытых дверей было разработано положение, которое определяет порядок организации мероприятия, методическое и материально-техническое обеспечение для научно-педагогического коллектива, студентов института и учащихся образовательных учреждений.
Согласно положению, оно проводится как профориентационное, интеллектуально-познавательное мероприятие для учащихся, знакомит будущих абитуриентов с новыми, современными методами изучения математики, физики, компьютерных и технических дисциплин, позволяет показать инженерные профессии, по которым ведётся подготовка в институте.
Основными целями проведения дня открытых дверей в данном формате являются: оказание помощи школьникам в профессиональной ориентации, представление информации о специальностях и будущих профессиях в интересных и занимательных формах, выявление талантливых, наиболее заинтересованных старшеклассников и привлечение их к дальнейшему обучению в институте, выявление и привлечение студентов, способных эффективно представлять направления обучения в институте.
Основная идея проведения всего мероприятия заключается в том, чтобы научить применять полученные в школе знания для решения практических задач, развить творческое мышление, привлечь школьников к сдаче ЕГЭ по физике и поступлению в технический вуз. Мероприятие реализуется преподавателями кафедр с привлечением студентов. Кафедры специальных дисциплин и кафедры по естественно-научным дисциплинам организуют работу по-разному и с учётом своей специфики.
Дню открытых дверей предшествует предварительная подготовка. Для рассмотрения координационной группой разработанных проектов и квестов кафедры составляют план проведения мероприятия, концепцию проекта и подают заявку. Время на каждую площадку фиксируется в заявке, выбирается количество участников со стороны школьников. Группы школьников делятся на команды или бригады, а к каждой команде прикрепляются вожатые — студенты института. Студенты объясняют ребятам ход действий, сопровождают по конкурсам, а также помогают отвечать на вопросы. По окончании мероприятия подводятся итоги: подсчёт набранных баллов для награждения.