По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Интерактивная и воспитательная составляющие печатной образовательной продукции для детей (из опыта музеев Франции)

Любовь Банникова Московский городской педагогический университет, Москва

Об опыте французских музеев в деле создания печатных и онлайн-путеводителей для детей и о том, как зарубежные коллеги привлекают детскую аудиторию, ненавязчиво объясняют особенности музейного пространства и в игровой форме учат работать с экспозицией, рассказывает доцент кафедры французского языка и лингводидактики МГПУ Любовь Банникова.

Междисциплинарные исследования, посвященные организации образовательной среды музея, вызывают сегодня большой интерес у музейных сотрудников, педагогов образовательных организаций и родителей. Выявлением особенностей музейной печатной образовательной продукции для детской аудитории занимаются специалисты разных стран мира, в том числе Франции и России. Анализ и обобщение таких публикаций поможет не только выявить специфику образовательного, воспитательного, развивающего потенциала, мотивационной и метапредметной составляющей уже существующих музейных изданий, но и стать вектором для создания и успешной реализации будущих образовательных проектов.

В современной музейной практике можно встретить разнообразные примеры печатных изданий, созданных специально для детской и семейной аудитории. Это своеобразные помощники, посредники, способствующие знакомству с экспозицией, позволяющие юному посетителю самостоятельно ориентироваться в музейном пространстве, разработанные с учетом детского восприятия [1]. К таким изданиям можно отнести адаптированные для детей каталоги выставок, буклеты, постеры, музейные азбуки, книги для домашнего чтения, иллюстрированные гиды-путеводители с играми, отдельные листы/карточки с интерактивными заданиями для самостоятельной работы детей, журналы, газеты, настольные игры, наборы для творчества, открытки. В последнее время печатные издания пытаются вытеснить их онлайн-версии, более удобные для посетителей подросткового возраста.

В музеях Франции, как и в России, детская образовательная продукция (иллюстрированные буклеты, брошюры с игровыми заданиями) часто создается с помощью музейных сотрудников и раздается бесплатно при посещении или продается желающим. На сайте ряда музеев можно скачать электронную версию образовательных изданий. Их внешний вид полностью зависит от вкуса заказчика и исполнителя, его технических и материальных возможностей. При оценивании данной издательской продукции необходимо учитывать как ее гигиеническую, так и воспитательно-образовательную составляющие. Гигиеническая оценка музейного издания для детей включает анализ шрифтового оформления (кегль шрифта, увеличение интерлиньяжа, минимальная длина строки, апрош, гарнитура и группа шрифта) и полиграфического (формат, площадь иллюстраций, приемы оформления, размер полей, определение оптической плотности фона и интервала оптических плотностей между печатными знаками и фоном) [2]. Эти составляющие должны строго соответствовать возрастной категории посетителя, которая часто, хотя и необязательно, указывается на обложке издания.

Для Цитирования:
Любовь Банникова, Интерактивная и воспитательная составляющие печатной образовательной продукции для детей (из опыта музеев Франции). Музей. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: