В поисках решений по интенсификации инвестиционно-строительной деятельности в последние годы широко обсуждается проблема использования потенциала инжиниринговых компаний для реализации комплексных проектов «под-ключ». В 2014 году в России по аналогии с ФИДИК (FIDIC – Международная ассоциация инженеров-консультантов) создана Национальная ассоциация инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС). В настоящее время она является крупнейшим отечественным объединением, насчитывающим более 20 инжиниринговых фирм, с численностью работающего персонала более 12 тысяч человек. К 2019 году НАИКС прогнозирует увеличение объема инжиниринговых услуг в России на уровне 8% в год, до 272 млрд. рублей.
На сегодня традиционная схема управления с привлечением генподрядной организации во многом себя дискредитировала. Стоимость генподрядных услуг может достигать до 20 % от общей сметной стоимости строительства, при этом выбираются субподрядчики по минимальной цене с привлечением дешевой неквалифицированной рабочей силы, осуществляется закупка строительных материалов и конструкций по заниженным ценам, что приводит к снижению качества и срыву сроков строительства.
В то же время градостроительным законодательством предусмотрен многоуровневый контроль генподрядчика:
– со стороны инвестора – по финансовым вопросам;
– со стороны заказчика – по срокам, объемам и качеству строительной продукции;
– проектировщика – на соответствие выполненных работ проектной документации.
Дополнительно заказчиком привлекаются специализированные фирмы для проведения строительных аудитов в отношении оценки объемов, качества и фактической стоимости выполненных работ. Любое изменение проектных решений требует длительной процедуры согласования с заказчиком и проектировщиком, внесения корректировок в сметную документацию. Отсутствие оперативности в принятии организационных и технических решений, связанных с корректировкой проектных решений, поставкой материалов и оборудования, оформлением и приемкой выполненных работ приводит к увеличению сроков строительства, к росту затрат в сфере нематериального производства, удорожанию СМР. Многоступенчатость и вариативность контроля делает степень ответственности участников инвестиционно-строительной деятельности размытой, что увеличивает коррупционную составляющую.