Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений — обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации. Все это позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.
Использование информационных технологий (ИТ) в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.
Под интеллектуальными информационными технологиями обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:
— наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т. п.);
— наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов; аргументации и рассуждения; распознавания и классификации ситуаций; обобщения и понимания и т. п.;
— способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;
— способность объяснять выводы и решения, то есть наличие механизма объяснений;
— способность к обучению, переобучению и, следовательно, к развитию.
Интеллектуальные технологии — глобально важная система для управления корпоративными стратегиями. Каждый день появляются новые примеры решения новых проблем и разрушения старых рынков тем, что в совокупности называется интеллектуальными технологиями. Предприятиям, у которых нет стратегии интеллектуального анализа, было бы разумно начать работать над ней сразу.