Проведение различных работ современной с/х техники (ТС) должно обеспечивать высокоэффективную, надежную и комфортную работу во всей функциональной линейке полевых работ применяемой уборочной и другой техники в АПК. Результат работы АПК говорит и о достигнутом уровне эффективности менеджмента в каждом из составляющих направлений отрасли.
Обеспечение работоспособности как самой техники, так и всех бизнес-процессов функционирования по территориальным объектам на всей стадии жизненного цикла изделий (ЖЦИ) включает не только техподдержку ТС с целью обеспечения готовности выполнения работ, но и полный цикл информационного сбора и анализа данных по всем узлам комплексов.
Получение информации значений состояния важных узлов осуществляется с датчиков различных типов (тензо, пьезо и т. д.), параметры регистрируются, анализируются на предмет динамики процессов (деформации, износа и др.) в ходе испытаний и позднее — эксплуатации независимо от производителя: отечественного или зарубежного. Обработка данных в рамках системы диспетчеризации, информационных систем (ИС) и диагностического комплекса (ДК) и хранилищ данных (БД/БЗ) с формированием знаний реализуема с применением системы диспетчеризации и контроля эксплуатации техники.
Так как эксплуатация с/х ТС включает ремонтные, регламентные и другие работы как техподдержка всех систем, то весь комплекс технологии и мероприятий формирует объекты знаний. Аналогично и в производстве, где также происходит накопление технологических, конструкторских, эксплуатационных и других знаний, что подлежит структуризации и формированию в систему знаний при функционировании средств поддержки принятия решений (СППР) по событиям с целью сбора, анализа, хранения и применения знаний в процессе эксплуатации комплексов в АПК [9].
Немаловажную роль играет логистика как в рамках производства с/х техники, так и в процессе эксплуатации и поставки урожайной продукции. Контроль, позиционирование с/х техники осуществляются навигационными GPS-средствами достаточно длительное время, устанавливающимися на ТС, с предоставлением необходимой информации в кабине (рис. 1–2).