Проведение различных работ современной сельхозтехники в АПК сводится к все более комфортной работе в различных группах деятельности, применяемой уборочной техники (комбайны и т. д.). Многие задачи управления, комфорта, эргономики решаются с применением новых технологий. Контроль и интеллектуализация транспортных систем (ТС) с.-х. назначения производится через применение существующих навигационных GPS-систем, что обеспечивает координирование по позиционированию объектов в процессе полевых работ и исключает ошибочные смещения, а также переброску.
Системы озонации воздуха наряду с кондиционерами в кабинах ТС, АРМ и других создают здоровый микроклимат, что значительно повышает работоспособность людей [1].
Применение робототехнических систем в АПК требует значительного развития существующих методов обработки данных, где применимы различные методы ИАД, выступающие решающим инструментом в рамках функционирующих средств принятия решений (СППР) и других программных комплексов.
Необходимость проведения опрыскивания агрохимическими веществами (АХВ) выращиваемых культур в полях заключается в своевременной профилактике и лечении растений, посевных культур от воздействия различных заболеваний, а также обработке от насекомых и других вредителей (рис. 1, 1-2) [3, 12].
Технологии обработки посевных различны — это химические (табл. 1), биохимические, биологические, лазерные (рис. 2.3) [9, 13].
Количество типов технических средств опрыскивания достаточно велико, как с воздуха, так и наземного исполнения (Сомин В. А., СЛА, ТС в с.-х., Аграрные технологии, № 4/2007).
Опрыскивание с.-х. площадей также осуществляется и наземными ТС, что влечет потерю 3,5 % площади посевов (рис. 1.2) из-за необходимости применения рабочей колеи для ТС с механизмом опрыскивания. Разработанное на сегодняшний момент оборудование позволяет достигать мелкодисперсного распыления эмульсионной жидкости при нормах внесения от 3 до 15 л/га для обработки полей жидкими хими биопрепаратами (см. табл. 1), что также влечет за собой испарение и не снимает угрозу здоровья пилота от АХВ при опрыскивании и испарении, как и от аварий СЛА/ЛА (рис. 3.4) [4].