Борис Рувимович Мандель
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков НТИ (филиал) РГУ им. Косыгина, Doctor of Science, Honoris causa of International Academy of Natural History
Об интеллигентности написано много. Даже чересчур. И ярко, и красиво, и умно, и тонко, и спорно, и остроумно… В общем, по-разному. Можно столько процитировать, что сборники цитат займут десятки, если не сотни томов. А уж об интеллигентности учителя, преподавателя, педагога! Кто только не отметился: от Фомы Аквинского до Д.С. Лихачёва, от студента до академика — по душевной потребности и по служебной надобности. Одним словом, кто такой интеллигент, всем вроде ясно. Даже про шляпу не будем говорить как о главном аксессуаре или атрибуте, ярлыке и возможности поиздеваться: а ещё и в шляпе, интеллигент гнилой! Правда, и гангстеры американские, как, впрочем, и другие американские мужчины, без шляпы на улицу не выходили. Ну, сейчас-то в нашей стране мужчин в шляпах меньше, как говорит наш президент, в разы. А автору было так симпатично в далёком прошлом наблюдать, как здоровались большие дяди, идущие по разным сторонам улицы — они приподнимали шляпы! Вежливость как компонент интеллигентности? Здорово! А вот только рядышком со словом интеллигентность как-то всё время слышится слово интеллектуальность. Между прочим, загадочное слово, не любимое словарями, но обожаемое журналистами, особенно телевизионными, раздающими это слово как эпитет представителям шоу-бизнеса, политикам и пр. братии непонятно за что.
Так что же такое интеллект, интеллектуальность и кто такой интеллектуал? Попытаемся разобраться, чтобы прийти к возможности разобраться и в том, кого же можно назвать педагогом-интеллектуалом.
Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок» или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию.