По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Интеллект педагога: попытки определить и исследовать (окончание)

Статья посвящена рассмотрению вопроса о проблемах интеллекта педагога, о понимании и исследовании этого феномена и необходимости его изучения, важности его для педагогического процесса.

В общем, всего перечисленного, наверное, не хватает, чтобы объяснить существование такого явления, как социальный интеллект, и в особенности представление о социальном интеллекте как «решателе» социально-коммуникативных задач. Но у нас в запасе ещё понятие — эмоциональный интеллект! Вот уж о чём пишут и пишут, пишут и пишут!

С точки зрения вечности, как говорится, о нём нам стало известно не так давно — всегонавсего с конца 90-х годов прошлого века в качестве обозначения особого комплекса психических свойств, таких, как умение разбираться в собственных чувствах, эмпатии, способности регулировать собственные эмоции.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной компетентности». Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению психологического здоровья человека вообще и педагога в частности благодаря следующему:

— владению вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе;

— умению управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний учащегося, сопереживать ему, проявлять эмпатию.

— умению прогнозировать эмоциональное состояние подопечных и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоции (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).

Эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что характеризует его как профессионала. Здесь он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу.

Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны…

Это всё говорится сейчас для того, чтобы у вас всё время звучал вопрос: а просто интеллект, без эпитетов социальный и эмоциональный. Где ж оно, то самое, но в чистом (или очищенном) виде, состоянии, определении, функционировании, диагностировании? Возвращаемся назад, но по принципу «назад в будущее»? Туда, где существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

Для Цитирования:
Б.Р. Мандель, Интеллект педагога: попытки определить и исследовать (окончание). Ректор ВУЗа. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: