В общем, всего перечисленного, наверное, не хватает, чтобы объяснить существование такого явления, как социальный интеллект, и в особенности представление о социальном интеллекте как «решателе» социально-коммуникативных задач. Но у нас в запасе ещё понятие — эмоциональный интеллект! Вот уж о чём пишут и пишут, пишут и пишут!
С точки зрения вечности, как говорится, о нём нам стало известно не так давно — всегонавсего с конца 90-х годов прошлого века в качестве обозначения особого комплекса психических свойств, таких, как умение разбираться в собственных чувствах, эмпатии, способности регулировать собственные эмоции.
С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной компетентности». Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению психологического здоровья человека вообще и педагога в частности благодаря следующему:
— владению вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе;
— умению управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний учащегося, сопереживать ему, проявлять эмпатию.
— умению прогнозировать эмоциональное состояние подопечных и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоции (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).
Эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что характеризует его как профессионала. Здесь он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу.
Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны…
Это всё говорится сейчас для того, чтобы у вас всё время звучал вопрос: а просто интеллект, без эпитетов социальный и эмоциональный. Где ж оно, то самое, но в чистом (или очищенном) виде, состоянии, определении, функционировании, диагностировании? Возвращаемся назад, но по принципу «назад в будущее»? Туда, где существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта: