По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.321 DOI:10.33920/nik-04-2501-21

Интеграция театрального искусства и квантовых технологий в образовательном процессе

Куулар Марьяна Васильевна аспирант кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №17 г. Кызыл РТ». E-mail: kuularmv@yandex.ru
Горлова Наталья Алексеевна доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и современных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2

В современном мире в условиях глобализации владение несколькими языками становится необходимым навыком для межкультурного взаимодействия. Данная статья рассматривает билингвизм как ключевой элемент, способствующий развитию языковых и когнитивных навыков учащихся. Основной акцент сделан на современных кванттехнологиях, которые служат инструментами поддержки коммуникативно-речевого развития учащихся-билингвов на уроках литературы. Исследование ставит целью анализ эффективного использования этих технологий и театрализованной деятельности для улучшения речевых навыков учащихся-билингвов. Эксперимент проводился на учащихся 10 класса МБОУ «СОШ №17 г. Кызыла РТ». В ходе эксперимента были использованы виртуальные симуляции и театрализованные игры, что показало значительное улучшение речевых навыков, мотивации к обучению и осознания культурных различий среди учащихся. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что интеграция кванттехнологий и театрализованной деятельности обогащает процесс обучения и способствует успешной социализации учащихся в многоязычной среде.

Литература:

1. Алексеева, Е. В. Формирование речевой компетенции у билингвов в условиях многоязычной среды // Вестник педагогических наук. — 2018. — № 1 (2). — С. 45–53

2. Васильева, А. А., Касумова, Г. А. Особенности развития речевой компетенции у детей дошкольного возраста в условиях естественного билингвизма // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т. 8. — № 2. — Ст. 38

3. Васильева, Л. А. Коммуникативная компетенция как цель современного образования // Педагогические технологии. — 2017. — № 1(3). — С. 20–31

4. Гришаева, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассника-билингва // Ratio et Natura. — 2023. — № 1 (7). — Ст. 59

5. Горлова, Н. А. Универсальные квант-технологии формирования смыслового аудирования у младших школьников // Специальное образование. — 2020. — № 1. — С. 17–18

6. Ерёменко, С. В., Леонова, Т. И. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Международной научной конференции. — Казань: Бук, 2016. — С. 103–110.

7. Исмаилова, Н. П. Квантовые технологии в сфере образования: новые перспективы и вызовы // Мир науки, культуры, образования. — 2024. — № 1 (104). — C. 401–402

8. Мухина, С. А., Соловьева, А. А. Современные инновационные технологии обучения — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 360 с.

9. Соловьева, А. А., Белоусов, К. А., Попугайло, М. В. Использование квантовых технологий в обучении // Теория права и межгосударственных отношений. — 2022. — Т. 1. — №6. — С. 444–452

10. Теплова, С. А. Формирование успешности обучения учащихся основного общего образования посредством применения квант-технологий // Московский педагогический журнал. — 2025. — №1. — С. 49–61. doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-49-61

1. Alekseeva, E. V. (2018). Formirovanie rechevoi kompetentsii u bilingvov v usloviiakh mnogoiazychnoi sredy [Formation of Speech Competence in Bilinguals in a Multilingual Environment]. Vestnik pedagogicheskikh nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences]. No. 1(2), pp. 45–53. (In Russian)

2. Vasilieva, A. A., Kasumova, G. A. (2020). Osobennosti razvitiia rechevoi kompetentsii u detei doshkol’nogo vozrasta v usloviiakh estestvennogo bilingvizma [Features of the Development of Speech Competence in Preschool Children in Conditions of Natural Bilingualism]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiia [World of Science. Pedagogy and Psychology]. Vol. 8, no. 2, art. 38. (In Russian)

3. Vasilieva, L. A. (2017). Kommunikativnaia kompetentsiia kak tsel’ sovremennogo obrazovaniia [Communicative Competence as the Goal of Modern Education]. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical Technologies]. No. 1(3), pp. 20–31. (In Russian)

4. Grishaeva, E. M. (2023). Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii starsheklassnika-bilingva [Formation of Communicative Competence in Senior Bilingual Students]. Ratio et Natura. No. 1 (7), art. 59. (In Russian)

5. Gorlova, N. A. (2020). Universal’nye kvant-tekhnologii formirovaniia smyslovogo audirovaniia u mladshikh shkol’nikov [Universal Quantum Technologies for the Formation of Semantic Listening in Primary School Students]. Spetsial’noe obrazovanie [Special Education]. No. 1, pp. 17–18. (In Russian)

6. Yeremenko, S. V., Leonova, T. I. (2016). Development of Speech and Socio-Play Skills in Children through Theatrical Activities. In: Innovative Pedagogical Technologies: Materials of the IV International Scientific Conference. — Kazan: Buk, pp. 103–110. (In Russian)

7. Ismailova, N. P. (2024). Kvantovye tekhnologii v sfere obrazovaniia: novye perspektivy i vyzovy [Quantum Technologies in Education: New Perspectives and Challenges]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniia [World of Science, Culture, Education]. No. 1 (104), pp. 401–402. (In Russian)

8. Mukhina, S. A., Solovyeva, A. A. (2008). Modern Innovative Teaching Technologies. — Moscow: GEOTARMedia. — 360 pp. (In Russian)

9. Solovyeva, A. A., Belousov, K. A., Popugailo, M. V. (2022). Ispol’zovanie kvantovykh tekhnologii v obuchenii [The Use of Quantum Technologies in Education]. Teoriia prava i mezhgosudarstvennykh otnoshenii [Theory of Law and International Relations]. Vol. 1, no. 6, pp. 444–452. (In Russian)

10. Teplova, S. A. (2025). Formirovanie uspeshnosti obucheniia uchashchikhsia osnovnogo obshchego obrazovaniia posredstvom primeneniia kvant-tekhnologii [Forming the Success of Learning for Primary General Education Students through the Application of Quantum Technologies]. Moskovskii pedagogicheskii zhurnal [Moscow Pedagogical Journal]. No. 1, pp. 49–61. doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-49-61. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.05.2025

Дата принятия рукописи в печать: 27.05.2025

В эпоху глобализации владение несколькими языками учащимися является необходимым навыком в межкультурном взаимодействии. Билингвизм открывает новые возможности для общения, способствует улучшению умственных способностей у детей, необходимых для успешной социализации в многоязыковой среде. Билингвизм — это способность человека использовать два языка в различных сферах жизни на уровне, достаточном для общения. В данной статье рассматривается необходимость использования современных квант-технологий как инструментов поддержки коммуникативно-речевого развития учащихся-билингвов на уроках литературы. Билингвизм позволяет учащимся развивать не только языковые компетенции, но и когнитивные способности и навыки критического мышления. В этом контексте становится актуальным исследование методов и технологий, способствующих эффективному коммуникативно-речевому развитию учащихся-билингвов, особенно в рамках преподавания литературы.

Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования в области билингвизма, существует актуальная проблема недостаточной разработки педагогических методов, которые смогли бы эффективно способствовать речевому развитию учащихся-билингвов, так как традиционные подходы являются менее эффективными при обучении учащихся-билингвов в многоязыковом обществе.

Данная статья посвящена исследованию применения современных квант-технологий в образовательном процессе на уроках литературы. Квант-технологии способны значительно повысить качество обучения, способствуя развитию языковых навыков, критического мышления и межкультурного взаимодействия.

Так, целью исследования является анализ эффективного использования квант-технологий для коммуникативно-речевого развития учащихся-билингвов на уроках литературы. Следовательно, для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Для Цитирования:
Куулар Марьяна Васильевна, Горлова Наталья Алексеевна, Интеграция театрального искусства и квантовых технологий в образовательном процессе. Общенаучный журнал. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: