По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-52-83:656.56

Интеграция приводных электрических машин в монокорпусе с турбомеханизмами

Степанов С. Е. канд. техн. наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород
Крюков О. В. д-р техн. наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

Предложен анализ конструкций электродвигателей мегаваттного класса для интегрированных исполнений агрегатов нефтегазовой отрасли. Проведен обзор основных преимуществ асинхронных и синхронных машин в электроприводах газоперекачивающих агрегатов. Рассмотрены особенности конструкций интегрированных электродвигателей с горизонтальной и вертикальной осями вращения. Показаны эффективные результаты реализации безредукторных и безмасляных технологий для повышения функциональных возможностей, надежности, энергоэффективности и экологичности наиболее ответственных электромеханических систем.

Литература:

1. Хлынин А.С., Крюков О.В. Реализация факторов энергоэффективности электроприводных ГПА в проектах // Электротехника: сетевой электронный научный журнал. – 2014. – Т. 1. – № 2. – С. 32–37.

2. Крюков О.В., Серебряков А.В. Метод и система принятия решений по прогнозированию технического состояния электроприводных газоперекачивающих агрега– тов // Электротехнические системы и комплексы. – 2015. – № 4 (29). – С. 35–38.

3. Васенин А.Б., Крюков О.В., Серебряков А.В., Плехов А.С. АСУ систем электроснабжения на принципах Smart Grid для объектов магистральных газопроводов // Автоматизация в промышленности. – 2012. – № 4. – С. 36–38.

4. Крюков О.В. Энергоэффективные электроприводы ГПА на базе интеллектуальных систем управления и мониторинга // Дисс. д-ра техн. наук. – М.: АО «Корпорация ВНИИЭМ». – 2015.

5. Kiyanov N.V., Kryukov O.V., Pribytkov D.N., Gorbatushkov A.V. A Concept for the development of invariant automated electric drives for the water recycling systems with fan cooling towers Russian Electrical Engineering. – 2007. – V. 78. – N 11. – P. 621–627.

6. Крюков О.В. Синтез и анализ электроприводных агрегатов компрессорных станций при стохастических возмущениях // Электротехника. – 2013. – № 3. – С. 22–27.

7. Копылов И.П., Сонин Ю.П., Гуляев И.В., Никулин В.В. Бесконтактный асинхронизированный синхронный двигатель // Электротехника. – 1999. – № 9. – С. 29–32.

8. Серебряков А.В. Методы синтеза встроенных систем прогнозирования технического состояния высоковольтных двигателей // В сб.: Состояние и перспективы развития электрои теплотехнологии. Материалы МНТК: (XVIII Бенардосовские чтения). Иваново, 2015. – С. 69–73.

9. Сонин Ю.П., Шакарян Ю.Г., Юшков С.А., Прусаков Ю.И., Гуляев И.В. Бесконтактный асинхронизированный вентильный двигатель // Патент на изобретение RUS №1561163 от 27.10.1987.

10. Гуляев И.В., Тутаев Г.М. Моделирование электромеханических процессов обобщенной электромеханической системы на основе асинхронизированного вентильного двигателя: монография // Саранск: Мордовский государственный университет, 2004.

11. Копылов И.П., Сонин Ю.П., Гуляев И.В. Частотно-регулируемый асинхронный двигатель двойного питания // Электротехника. – 1997. – № 8. – С. 22–25.

12. Серебряков А.В., Крюков О.В. Оптимизация управления автономными энергетическими установками в условиях стохастических возмущений // Промышленная энергетика. – 2013. – № 5. – С. 45–49.

13. Kryukov O.V., Serebryakov A.V. Artificial neural networks of technical state prediction of gas compressor units electric motors // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Энергетика. – 2016. – Т. 16. – № 1. – С. 66–74.

14. Крюков О.В. Стратегии инвариантных систем управления электроприводами объектов ОАО «Газпром» // В сб.: Идентификация систем и задачи управления SICPRO'15. – М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2015. – С. 368–386.

15. Крюков О.В., Титов В.Г. Анализ пусковых режимов электроприводных ГПА // Известия вузов. Электромеханика. – 2012. – № 3. – С. 29–35.

16. Крюков О.В. Анализ моноблочных конструкций электрических машин для ГПА // Машиностроение: сетевой электронный научный журнал. – 2015. – Т. 3. – № 4. – С. 53–58.

17. Захаров П.А., Крюков О.В. Принципы инвариантного управления электроприводами газотранспортных систем при случайных возмущениях // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2008. – № 2. – С. 98–103.

18. Васенин А.Б., Серебряков А.В. Алгоритмы управления электромеханическими системами магистрального транспорта газа // В сб.: Труды VIII Международной конференции АЭП–2014 в 2 т. / Отв. за выпуск И.В. Гуляев. – Саранск, 2014. – Т. 2. – С. 404–409.

19. Милов В.Р., Суслов Б.А., Крюков О.В. Интеллектуализация поддержки управленческих решений в газовой отрасли // Автоматизация в промышленности. – 2009. – № 12. – С. 16–20.

20. Крюков О.В. Интеллектуальные электроприводы с IT-алгоритмами // Автоматизация в промышленности. – 2008. – № 6. – С. 36–39.

21. Серебряков А.В., Васенин А.Б. Нечеткие модели и алгоритмы управления энергетическими установками // В сб.: Материалы конференции «Управление в технических, эргодических, организационных и сетевых системах» / Под ред. С.Н. Васильева. – 2012. – С. 467–469.

22. Крюков О.В., Титов В.В. Разработка АСУ автономными энергетическими установками // Автоматизация в промышленности. – 2009. – № 4. – С. 35–37.

23. Серебряков А.В., Крюков О.В. О новых возможностях технологий Smart Grid // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2013. – № 2. – С. 47–48.

24. Никулин В.В., Тутаев Г.М., Гуляев И.В., Ломакин А.Н. Устройство для управления двигателем двойного питания // Патент на изобретение RUS №2320073 от 11.12.2006.

25. Гуляев И.В., Тутаев Г.М., Маняев И.В. Влияние частоты возбуждения на энергетические характеристики асинхронизированного вентильного двигателя // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2010. – № 3-2. – С. 81–88.

Важнейшим направлением развития мощных электрических машин переменного тока сегодня является повышение энергоэффективности и надежности установок. Это связано с постоянным ужесточением требований по их эксплуатации на объектах повышенной опасности, с одной стороны, и тенденциями интеграции приводных электрических машин с исполнительными механизмами, с другой [1–4].

Приоритет требованиям по надежности всегда был актуален для различных агрегатов металлургии, электроэнергетических установок электростанций, электроприводов турбомеханизмов (ЭПТК) [5–8]. Поэтому на ранних этапах развития использовались как нерегулируемые надежные синхронные машины, так и частично-регулируемые системы «преобразователь частоты – асинхронный двигатель» и машин двойного питания МДП [9–11].

Однако сегодня приоритеты меняются. Так, 70% текущего парка ЭПТК имеют срок службы свыше 20 лет и выработали свой ресурс при средней наработке на отказ менее 8000 час. При этом основными причинами вывода ЭПТК из эксплуатации являются системы уплотнения, подшипники, редуктор (мультипликатор) и прямой запуск [12–15]. В этой связи реализация новых моноблочных конструкций ЭПТК в безредукторном исполнении с использованием активных электромагнитных подшипников, преобразователей частоты и систем охлаждения обмоток перекачиваемым газом, безусловно, представляет большой интерес [16–18].

Этому способствует и то, что современный этап развития приводных двигателей ЭПТК связан со сменой технологий электромашиностроения, силовой и микропроцессорной техники [19, 20]. Рассмотрим особенности применения новых конструкций машин для ЭПТК компрессорных станций (КС) и инновационные исследования по энергоэффективности и надежности их работы [21–23].

Как известно, главным элементом любого ЭПТК является электрическая машина мегаваттного класса. Именно ее энергетические и динамические характеристики, функциональные возможности, надежность и ресурс эксплуатации определяют конкурентоспособность и технико-экономические показатели ЭПТК в целом и его конкурентоспособность по сравнению с другими вариантами.

Для Цитирования:
Степанов С. Е., Крюков О. В., Интеграция приводных электрических машин в монокорпусе с турбомеханизмами. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: