Россия присоединилась к процессу создания общеевропейского образовательного пространства. Именно поэтому для нашей страны сегодня особый интерес представляют интеграционные процессы в сфере образования, рассмотрение их основных этапов, вопросы выбора принципов и методов реализации, механизмов создания нормативной базы и инструментов, факторов успеха и основных закономерностей реформирования.
Становление и развитие рыночных отношений в России обусловили разрушение существующих связей между различными звеньями образовательной системы, а также между самой образовательной системой и рынком труда. Интеграция образования в рыночную среду способствовала достаточно быстрому созданию новых устойчивых связей между учебными заведениями различных образовательных уровней. Однако предприятия, длительное время находящиеся в состоянии экономического спада, многие годы оставались в стороне от процессов, происходящих в системе образования.
В результате два рыночных сегмента — рынок образовательных услуг и рынок труда — развивались автономно друг от друга. В современное время предприятия не удовлетворены выпускниками вузов. В последние годы неудовлетворённость работодателей состоянием образовательной системы приобрела конструктивный характер. При этом по-прежнему отсутствует обобщённая и систематизированная информация о содержании и организационных формах взаимодействия учебных заведений между собой и предприятиями в обеспечении повышения качества образования.
Интеграция в образовании способна стать своеобразным стабилизирующим элементом развития интеграционных процессов в экономике, политике и других сферах. Интеграционные процессы направлены на создание консолидированного мирового образовательного пространства, существенное повышение качества образования в мире, совершенствование человеческого ресурса.
Международная интеграция в образовании — это результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. В развитии процессов интернационализации мирового образования, в том числе и их высшей формы — интеграции, можно выделить цели двух основных уровней: