По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Интегративная модель обеспечения международной безопасности России (часть II)

А. А. Бартош член-корреспондент Академии военных наук РФ, эксперт Лиги военных дипломатов. E-mail: aerointel@mail.ru

Автор дает определение модели обеспечения международной безопасности, обосновывает ее состав и основные системные характеристики. Впервые рассматривает виды политических адаптивных стратегий применительно к вопросам взаимодействия моделей обеспечения международной и национальной безопасности. На этой основе разрабатывает структуру комплексной интегративной модели обеспечения международной безопасности России. Предлагает методику контроля этапов применения политической адаптивной стратегии. Обосновывает рекомендации по согласованию политических стратегий России с реальными процессами в сфере международной безопасности.

Литература:

1. Аникин В. И., Сурма И. В. Национальная безопасность России: новые подходы в меняющемся мире // Вопросы безопасности. — 2016. — № 3. — С. 1–18.

2. Барановский В. Глобализирующийся мир: российское восприятие. // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — Т. 60. — № 3. — С. 120–126.

3. Бартош А. А. Взаимодействие современных моделей обеспечения международной и национальной безопасности URL:http://viperson.ru / articles / vzaimodeystviesovremennyh-modeley-obespecheniya-mezhdunarodnoyi-natsionalnoy-bezopasnosti

4. Бартош А. А. Стратегия взаимодействия моделей обеспечения международной и национальной безопасности // Дипломатическая служба. — 2016. — № 5.

5. Бартош А. А. Эволюция стратегии национальной безопасности России. Ч. 1. Национальная безопасность в эпоху глобализации // Обозреватель — Observer. — Июль 2016. — № 7 (318). — С. 21–33.

6. Бартош А. А. Эволюция стратегии национальной безопасности России. Ч. 2. Трансформация законодательной базы России в сфере обеспечения безопасности // Обозреватель — Observer. — Август 2016. — № 8 (319). — С. 21–33.

7. Богатуров А. Д. Понятие глобальных проблем сквозь призму опыта 2000-х годов // Международные процессы. — Т. 9. — № 1 (25). — Январь — апрель 2011.

8. Буянов В. С. Россия в глобализирующемся мире. — М.: Книга и бизнес, 2015. — С. 52.

9. Дегтерев Д., Истомин И. Системное моделирование международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — Т. 59. — № 11. — С. 17–30.

10. Назин А. В., Позняк А. С. Адаптивный выбор вариантов: Рекуррентные алгоритмы. — М.: Наука, 1986. — 288 с.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — С. 404.

12. Печуров С. Л. Англо-саксонская модель управления в военной сфере: история и современность. — М., 2005. — 232 с.

13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.

14. Стрекалова Н. Д. Бизнес-модель как полезная концепция стратегического управления // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2 (30).

15. Rosenau J. N. The study of political adaptation / James N. Rosenau. London; New York: Frances Pinter, 1981.

16. Фрадков А. Л. Адаптивное управление в сложных системах. Беспоисковые методы / А. Л. Фрадков. — М.: Наука, 1990. — 292 с.

В общем случае под моделью принято понимать концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функции прогнозирования и стратегического планирования служат целям управления. Модели управления достаточно широко разработаны применительно к военной и экономической сферам [12, 14].

Под интегративной моделью обеспечения международной безопасности России предлагается понимать концептуальный инструмент, построенный на логико-лингвистическом описании процесса обеспечения международной безопасности с учетом национальных интересов государств и / или их коалиций. Содержание процесса определяет цели и задачи модели, состояние международной безопасности, индикаторы достижения поставленных задач, а также позволяет выработать прогноз возможного внутреннего и международного противодействия.

Предназначение модели заключается в реализации нескольких взаимосвязанных функций:

— создание структурной оболочки для формирования концептуального инструмента, способного служить основой для разработки мер по обеспечению международной безопасности. Функция прогнозирования служит целям планирования и стратегического управления процессом и является неотъемлемой частью модели.

Структурная оболочка представляет собой оптимизированный по составу и набору функций комплекс органов контроля и управления процессами обеспечения международной безопасности;

— поддержка выбора решения, наиболее полно соответствующего оптимальному варианту развития моделируемого процесса, обеспечение непрерывного управления и мониторинга изменения состояний международной безопасности.

Свойства интегративности и адаптивности модели позволяют отражать процессы согласования стратегий взаимодействующих между собой организаций обеспечения международной безопасности и структур обеспечения национальной безопасности при координации мер по ограничению и самоограничению.

Размещение ООН на высшем уровне управления отражает иерархическую структуру модели во главе с высшим руководящим и координирующим органом всей системы обеспечения международной безопасности в идеальном случае в полной мере наделенным функциями ограничения.

Для Цитирования:
А. А. Бартош, Интегративная модель обеспечения международной безопасности России (часть II). Дипломатическая служба. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: