Лизинговый рынок, рассматриваемый как один из драйверов экономического развития страны в 2020-х гг., находится на пороге масштабных реформ, которые направлены на повышение его прозрачности и устойчивости. В ходе реформирования будет усилена специализация компаний на лизинговой деятельности, изменены стандарты финансового учета и отчетности, повышен уровень информационной открытости и введен регулятивный контроль со стороны Банка России. Лидеры рынка демонстрируют готовность к этим изменениям, а небольшие региональные компании не очень в них заинтересованы.
Эти компании, не связанные с крупными коммерческими банками и государством, выполняют на российском лизинговом рынке специфическую, весьма важную роль — они ориентированы в первую очередь на работу с малым и средним бизнесом, динамичное развитие которого необходимо для обеспечения роста российской экономики. Основными отраслями концентрации их деятельности являются легковые и грузовые автомобили, железнодорожная и сельскохозяйственная техника, что обеспечивает высокую степень диверсификации лизингового портфеля [4, с. 53]. Часто эти лизингодатели стараются представить себя как надежных и устойчивых контрагентов, хотя не все они являются таковыми на самом деле. Однако сегодня руководству таких компаний необходимо определить стратегическое направление своего развития — повышать соответствие новым требованиям к лизинговой деятельности или готовиться к уходу из лизингового бизнеса.
Большое значение в процессе приспособления к новым условиям деятельности имеет оценка финансовой безопасности бизнеса, понимаемая в общем случае как «такой уровень финансовой системы предприятия, который характеризуется, во-первых, финансовым равновесием, являющимся результатом разрешения противоречия между доходностью, ликвидностью и риском за счет оптимального сочетания факторов внешней и внутренней среды; во-вторых, финансовой стабильностью, т. е. сохранением состояния финансового равновесия в процессе развития предприятия» [5, с. 87]. Грядущая реформа лизинговой деятельности во многом обусловлена именно необходимостью повышения финансовой безопасности лизинговых компаний, поскольку лизинг системно и существенно влияет на финансовую систему и нефинансовый сектор экономики. Во-первых, это «эффект заражения», обусловленный использованием заемных средств для финансирования деятельности лизингодателей. Во-вторых, это функция драйвера кредитного цикла в ряде отраслей. В частности, избыточное предложение лизингового имущества в 2011–2014 гг. в последующем привело к кризису кредитоспособности вагоностроителей и авиаперевозчиков [4, с. 52].