Статья поступила 01.05.2025. Принята в печать 05.05.2025.
Р екторы высших учебных заведений Российской Федерации высоко оценивают текущую систему Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако выражают обоснованное желание расширить свои полномочия в части присвоения дополнительных баллов абитуриентам. Данная инициатива направлена на повышение объективности и справедливости конкурсного отбора, а также на стимулирование развития у абитуриентов дополнительных компетенций и интересов.
Заместитель министра высшего образования и науки Российской Федерации Ольга Петрова предложила рассмотреть возможность реализации пилотного проекта, который предоставит вузам право самостоятельно устанавливать дополнительные баллы абитуриентам на основе их индивидуальных достижений. Этот шаг призван диверсифицировать критерии отбора и учесть широкий спектр академических и внеучебных успехов поступающих.
В свою очередь, глава Рособрнадзора Анзор Музаев подчеркнул необходимость разработки более объективных инструментов учета достижений школьников, включая результаты по предметам, не входящим в перечень ЕГЭ. Это позволит создать более комплексную и сбалансированную систему оценки, учитывающую индивидуальные особенности и потенциал каждого абитуриента.
Таким образом, обсуждение на заседании рабочей группы выявило ключевые направления совершенствования системы оценки знаний абитуриентов, что может способствовать повышению качества высшего образования в Российской Федерации.
Представители высшего образования представили свои предложения по разработке интегральной системы оценки абитуриентов, которая могла бы быть интегрирована в процесс поступления наряду с результатами единого государственного экзамена (ЕГЭ). Инициатива была выдвинута в декабре 2024 года главой СПЧ Валерием Фадеевым, который выразил обеспокоенность тем, что современная образовательная система ориентирует школьников исключительно на подготовку к ЕГЭ, что приводит к дефициту комплексного и всестороннего развития учащихся. Фадеев предложил ввести интегральную оценку абитуриентов, основанную на средневзвешенном показателе их академической успеваемости за весь период обучения в школе. Эта оценка должна была бы учитываться наряду с результатами ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения. Президент Российской Федерации Владимир Путин поддержал данную инициативу, отметив необходимость ее тщательной проработки и согласования с соответствующими органами исполнительной власти.