В последние годы организация системы внутреннего контроля на предприятиях аграрной сферы является актуальным вопросом, так как она представляет собой неотъемлемую часть системы управления финансовой деятельностью экономических субъектов. Высокий рост долгов контрагентов, неточное и несвоевременное отражение их в учете вызывают неверное определение доходов и расходов, исчисление налогов в бюджет, что приводит к искажению отчетности и может ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской информации.
По мнению авторов А. А. Солоненко, С. Д. Даудова, сложность в создании эффективной системы внутреннего контроля расчетов с контрагентами заключается в том, что на законодательном уровне практически отсутствуют нормативно-правовые акты по ее организации, поэтому данный аспект можно отметить в локальных документах экономического субъекта [11].
При этом в соответствии со ст. 19 Закона «О бухгалтерском учете» хозяйствующие субъекты обязаны организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [1].
В связи с этим предприятие может самостоятельно исходя из специфики своей деятельности разработать такую систему, которая позволит контролировать все фазы текущих в ней процессов, в частности, и по отдельным объектам учета [5].
Е. В. Абрамова, О. В. Богатырева отмечают, что для выявления проблем в создании эффективной системы контроля необходимо организовать процедуры проверки так, чтобы они были направлены на выявление ошибок в учете уже отраженных фактов хозяйственной жизни [3].
По мнению М. В. Боровицкой, все действия проверок должны быть задокументированы в локальном регламенте, в котором должны быть отражены все контрольные процедуры и обязанности ответственных лиц [4].
Так, Т. М. Ворожейкина пишет о том, что ясность и четкость внутренних проверок позволяют укрепить СВК, в качестве процедур отмечая:
— проведение сверок;
— проверку аналитических счетов и оборотных ведомостей;
— сравнение данных, которые получены из внешних и внутренних источников;