Современные музеи сегодня вынуждены становиться гибкими, адаптироваться к внешней среде. Для того чтобы оставаться востребованными, музей должен развивать спонсорство, расширять свои общественные связи и использовать любые доступные методы продвижения. Многие музеи стали создавать новые структурные подразделения, специализирующиеся на развитии коммуникации.
Задача таких служб — продвижение всех программ музея, рассчитанных на широкую общественность, укрепление связей с постоянными посетителями музея и поиск новых зрителей. Именно музейный посетитель сегодня стал главным источником финансирования музея.
Работа отдела связей с общественностью в сфере продвижения музея имеет специфические особенности, отличающие ее от деятельности других научных отделов. Служба должна быть хорошо осведомлена о деятельности всех структурных подразделений и филиалов музея, в том числе и иногородних отделений.
Продвижение музея условно можно разделить на четыре направления:
• осуществление деловых коммуникаций (подготовка и проведение маркетинговых кампаний, посвященных музейным мероприятиям);
• распространение рекламы через тематические издания, профильные интернет-портал, СМИ);
• взаимодействие со средствами массовой информации (распространение пресс-релизов, контроль корректной интерпретации музейных мероприятий в СМИ);
• издательская деятельность (заключается в распространении информации о самом музее, его выставках и мероприятиях).
Все эти функции входят в обязанности отдела связей с общественностью музея. Музей должен не просто пропагандировать и продвигать свои выставки, но и посредством маркетинговых инструментов доносить до общества идеи и программы, знакомить общественность с полезной и интересной информацией. Музей должен рекламировать свои услуги, в том числе и для того, чтобы предоставлять собственные фонды и площади для съемок различных культурных телепередач.
Основными инструментами для продвижения музея являются: