Одними из наиболее значимых факторов, влияющих на инструментарий социолога, является большие данные, или Big Data. Большие данные — это не просто большое количество информации, а данные, которые, по мнению Р. Китчина, обладают большой скоростью накопления (данные часто обновляются и быстро накапливаются), многообразием формы, всеобъемлющим охватом, высокой дискретностью (появляется возможность дробить данные на отдельные группы и идентифицировать их), возможностью привязывать их к другим данным и возможностью добавлять новую информацию и расширять объем [2]. В своих дальнейших работах Китчен выявил, что в исследованиях, связанных с большими данными, набор данных соответствовал только двум критериям: скорости наполнения и охвату выборки. В исследованиях чаще всего рассматриваются онлайн-данные, которые генерируются в реальном времени и содержат информацию обо всех пользователях, но также административные данные, которые соответствуют данным параметрам, пусть и с допущением временной задержки к доступу. Эти виды данных позволяют исследователю изучить поведение человека и его социальные связи без дополнительного вмешательства, что может помочь в изучении сенситивных тем.
Появление термина Big Data повлекло за собой привлечение новых методов анализа из компьютерных наук. Эти методы получили название Data Mining и описываются исследователями следующим образом: «Data Mining (англ. «добыча данных» или «раскопка данных», в научном обиходе используется термин «интеллектуальный анализ данных») социологами понимается как совокупность математических методов обнаружения знаний, предоставляющая новые возможности исследовательской работы с большими объемами эмпирической информации» [4]. Данные методы позволяют выявлять латентные и нетривиальные закономерности в большом объеме информации.
Но не только передовые методы и технологии влияют на социологию и ее инструментарий. Информационные технологии внедряются во все этапы проведения исследований: от сбора данных до их анализа. Существует множество инструментов для проведения опросов, интервью и фокус-групп, анализа текста, цифрового следа и статистической обработки информации. Но в контексте новых трендов в анализе хочется подробнее рассмотреть рынок программ и решений для анализа данных.