Дизайн-мышление как управленческая концепция используется все большим количеством передовых компаний различной отраслевой направленности для более эффективной разработки и вывода на рынок новых продуктов и поддержания высокого уровня своей конкурентоспособности. Концепция дизайн-мышления, одним из ведущих принципов которой является человеко-ориентированный подход, стала инструментом инновационного развития для целого ряда лидеров рынка. Истоки дизайн-мышления лежат в практиках профессионального дизайна, развитие и совершенствование которых позволило создать целостную концепцию, которая нашла применение в решении сложных многофакторных задач [1]. Концепция «бережливого мышления» (lean thinking) возникла в автомобильной индустрии и первоначально включала управленческие методы оптимизации производственных процессов в компании «Тойота» (Япония) [2]. За четыре десятилетия с момента своего возникновения «бережливое мышление» проникло в сферы управленческой жизни, акцентируя свое внимание на минимизации издержек в бизнес-процессах, а также на изменениях, способствующих повышению их ценности.
Концепция дизайн-мышления, одним из ведущих принципов которой является человеко-ориентированный подход, стала инструментом инновационного развития для целого ряда лидеров рынка. Это целостная концепция, которая нашла применение в решении сложных многофакторных задач.
В концепции дизайн-мышления присутствуют пять основополагающих практик: (1) человеко-ориентированный подход, (2) мышление посредством действия, (3) визуализация, (4) комбинация дивергентного и конвергентного мышления, (5) совместная работа в атмосфере сотрудничества [1].
- Человеко-ориентированный подход. Человеко-ориентированный подход означает глубокое эмпатическое понимание потребителей и стейкхолдеров выполняемого проекта. Для достижения эмпатического понимания используются различные методы наблюдения и этнографические методы. Ориентация на потребителя является одним из краеугольных камней дизайн-мышления.