По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Инструменты дизайн-мышления расширяют возможности модели «бережливого мышления»

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель Центра инновационного менеджмента ВШКУ РАНХиГС, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, Е-mail: dmitry.khomutsky@ariz.ru
Андреев Г.С. канд. психолог. наук, д-р делового администрирования (DBА), независимый консультант, г. Иркутск

В последнее десятилетие значительное развитие получили концепции дизайн-мышления и «бережливого мышления». В корпоративной практике ряда компаний появились комбинированные форматы работы, использующие элементы различных моделей и концепций. В статье рассматриваются возможности интеграции дизайн-мышления как инструмента, дополняющего формат «бережливого мышления». Рассмотрены сходства и различия двух концепций и проанализированы препятствия для их полноценной интеграции.

Литература:

1. Hassi L. and Laakso M. (2011). Making sense of design thinking. In T.-M. Karjalainen, Koria M. and Salimjaki M. (Ed.), IDBM papers, vol. 1 (pp. 50–62), Helsinki: International Design Business Management Program, Aalto University.

2. Stone K.B. (2012). Four decades of lean: a systematic literature review. International Journal of Lean Six Sigma, 3 (2), pp. 112–132.

3. Haque B. and James-Moore M. (2004). Applying lean thinking to new product introduction. Journal of Engineering Design, 15 (1), pp. 1–31.

4. Poppendieck M. and Cusumano M.A. (2012). Lean Software Development: A Tutorial. Software. IEEE, 29 (5), pp. 26–32.

5. Hildenbrand T. and Meyer J. (2012). Interwining Lean and Design Thinking: Software Product Development from Empathy to Shipment. In Maedche A., Botzenhardt A. and Neer L. (Eds.), Software for People, pp. 217–237, Berlin Heidelberg: Springer.

Дизайн-мышление как управленческая концепция используется все большим количеством передовых компаний различной отраслевой направленности для более эффективной разработки и вывода на рынок новых продуктов и поддержания высокого уровня своей конкурентоспособности. Концепция дизайн-мышления, одним из ведущих принципов которой является человеко-ориентированный подход, стала инструментом инновационного развития для целого ряда лидеров рынка. Истоки дизайн-мышления лежат в практиках профессионального дизайна, развитие и совершенствование которых позволило создать целостную концепцию, которая нашла применение в решении сложных многофакторных задач [1]. Концепция «бережливого мышления» (lean thinking) возникла в автомобильной индустрии и первоначально включала управленческие методы оптимизации производственных процессов в компании «Тойота» (Япония) [2]. За четыре десятилетия с момента своего возникновения «бережливое мышление» проникло в сферы управленческой жизни, акцентируя свое внимание на минимизации издержек в бизнес-процессах, а также на изменениях, способствующих повышению их ценности.

Концепция дизайн-мышления, одним из ведущих принципов которой является человеко-ориентированный подход, стала инструментом инновационного развития для целого ряда лидеров рынка. Это целостная концепция, которая нашла применение в решении сложных многофакторных задач.

В концепции дизайн-мышления присутствуют пять основополагающих практик: (1) человеко-ориентированный подход, (2) мышление посредством действия, (3) визуализация, (4) комбинация дивергентного и конвергентного мышления, (5) совместная работа в атмосфере сотрудничества [1].

- Человеко-ориентированный подход. Человеко-ориентированный подход означает глубокое эмпатическое понимание потребителей и стейкхолдеров выполняемого проекта. Для достижения эмпатического понимания используются различные методы наблюдения и этнографические методы. Ориентация на потребителя является одним из краеугольных камней дизайн-мышления.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Инструменты дизайн-мышления расширяют возможности модели «бережливого мышления». Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: