По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.137.2

Инструментарно-методическое обеспечение оценки конкурентоспособности предприятия отрасли производства кирпича

Баженов Ю.В. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье автор обосновывает предлагаемое инструментарно-методическое обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия отрасли производства кирпича Краснодарского края, использование которого позволяет формировать выгодную рыночную позицию, исходя из турбулентности окружающей среды, также из имеющихся и формируемых возможностей предприятия. Рассматривается иерархическая система показателей конкурентоспособности, учитывающая наличие как общих, так и специфических факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Предложена пирамида конкурентоспособности, информативно отражающая конкурентную позицию предприятия в отрасли. На основе расчета интегрального показателя конкурентоспособности представлена дифференциация конкурентных позиций исследуемых предприятий.

Литература:

1. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Тенденции и проблемы управления конкурентоспособностью предприятий отрасли промышленности строительных материалов // Вестник СевКавГТИ. - 2017. - № 4 (31). С. 81-87.

2. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В., Федин С.В. Model of management of business-processes reengineering of the enterprise in conditions of its marketing adaptation to market requirements (Модель управления реинжинирингом бизнес-процессов предприятия в условиях его маркетинговой адаптации к требованиям рынка) // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе» 19-20 июня 2017 г., North Charleston, USA. - Т. 1. - С. 143-158.

3. Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Баженов Ю.В., Кузьменко А.А. Классификационный аспект к оценке факторов, влияющих на экономический рост бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1 (79-1). - С. 1227-1230.

4. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Managing the competitive position of the enterprise by activating the tools of its marketing behavior (Управление конкурентной позицией предприятия путем активизации инструментов его маркетингового поведения) // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3 (ч. 2). С. 1168-1175.

5. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Nature of economic competition: methodological aspect (Об экономической природе конкуренции: методологический аспект) // Sciences of Europe (Global science center LP). - 2016. N 7-2(7). - P.73-77.

6. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ивах А.В., Федин С.В. Управление конкурентной позицией предприятия на основе повышения доверия к бизнесу // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 2. С. 7-21.

7. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О. Управление конкурентной позицией субъекта на рынке // Международная научно-практическая конференция International Conference on Advanced Engineering, Science and Technology Netherlands, Rotterdam, 30 июня 2017. - С. 134-173.

8. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Формирование выгодной рыночной позиции предприятия посредством маркетинговой бифуркации // Экономика и предпринимательство. - 2016. № 11 (ч. 3). - С. 667-675.

9. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Классификация методологических подходов к представлению сущности понятия «конкуренция» // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 5. С. 941-945.

10. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Об экономической природе конкуренции в условиях ее обострения // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. - № 2. - С. 206-212.

11. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Классификационные аспекты оценки конкурентоспособности предприятий // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 3. С. 144-156.

Протекционистская политика государства, направленная на стимулирование импортозамещения, способствует повышению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными, т.к. снижает остроту конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Вместе с тем обозначенная политика стимулирует конкуренцию в отраслях российской экономики, порождая новых рыночных субъектов. В современных условиях менеджменту отечественных предприятий особенно важно обладать навыками моделирования организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью и владеть инструментарно-методическим его обеспечением для формирования выгодной рыночной позиции предприятия.

Особенно это актуально для предприятий отрасли производства кирпича, которые в составе строительного комплекса формируют материальный базис функционирования всех остальных отраслей экономики, производя материальную основу любого производства – его основные фонды [1-3]. Предприятия отрасли производства кирпича, вместе со всем строительным комплексом Краснодарского края, дают импульс росту экономики, вызывая мультиплицирующий эффект для других отраслей, выражающийся в создании новых предприятий, зданий, сооружений, расширения сферы услуг, увеличения занятости населения, улучшения условий его проживания. Таким образом, для предприятий отрасли производства кирпича актуальной становится разработка модели, организационно-экономического механизма и инструментарно-методического обеспечения управления их конкурентоспособностью [4-7].

Автором предложено инструментарно-методическое обеспечение (ИМО), включающее в себя:

а) модель реализации динамического подхода к конкуренции при формировании выгодной рыночной позиции предприятия;

б) иерархическую систему показателей конкурентоспособности предприятия отрасли производства кирпича, образующую пять уровней иерархии: интегральный показатель, показатели по совокупностям факторов, факторам, подфакторам и частным показателям;

в) набор показателей, сгруппированных в три совокупности (экономические, управленческие и информационные), позволяющий учитывать специфические факторы управления конкурентоспособностью предприятия отрасли производства кирпича в контексте информационно-динамического подхода к оценке управления конкурентоспособностью;

Для Цитирования:
Баженов Ю.В., Инструментарно-методическое обеспечение оценки конкурентоспособности предприятия отрасли производства кирпича. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: