Протекционистская политика государства, направленная на стимулирование импортозамещения, способствует повышению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными, т.к. снижает остроту конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Вместе с тем обозначенная политика стимулирует конкуренцию в отраслях российской экономики, порождая новых рыночных субъектов. В современных условиях менеджменту отечественных предприятий особенно важно обладать навыками моделирования организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью и владеть инструментарно-методическим его обеспечением для формирования выгодной рыночной позиции предприятия.
Особенно это актуально для предприятий отрасли производства кирпича, которые в составе строительного комплекса формируют материальный базис функционирования всех остальных отраслей экономики, производя материальную основу любого производства – его основные фонды [1-3]. Предприятия отрасли производства кирпича, вместе со всем строительным комплексом Краснодарского края, дают импульс росту экономики, вызывая мультиплицирующий эффект для других отраслей, выражающийся в создании новых предприятий, зданий, сооружений, расширения сферы услуг, увеличения занятости населения, улучшения условий его проживания. Таким образом, для предприятий отрасли производства кирпича актуальной становится разработка модели, организационно-экономического механизма и инструментарно-методического обеспечения управления их конкурентоспособностью [4-7].
Автором предложено инструментарно-методическое обеспечение (ИМО), включающее в себя:
а) модель реализации динамического подхода к конкуренции при формировании выгодной рыночной позиции предприятия;
б) иерархическую систему показателей конкурентоспособности предприятия отрасли производства кирпича, образующую пять уровней иерархии: интегральный показатель, показатели по совокупностям факторов, факторам, подфакторам и частным показателям;
в) набор показателей, сгруппированных в три совокупности (экономические, управленческие и информационные), позволяющий учитывать специфические факторы управления конкурентоспособностью предприятия отрасли производства кирпича в контексте информационно-динамического подхода к оценке управления конкурентоспособностью;