По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2501-05

Инструментарий цифровизации здравоохранения: объективные ограничения и субъективные риски

В.А. Лебедев Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Москва, Россия
Е.И. Лебедева Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», Москва, Россия

Цифровая трансформация сферы здравоохранения не только совершенствует процесс передачи информации, но сводит к минимуму субъективный «человеческий» фактор. Использование цифровых инструментов в медицинских учреждениях сферы здравоохранения должно основываться на понимании профиля цифровых компетенций, включенных в нее при безусловном сохранении существующего человеческого капитала. Цифровая среда здравоохранения предусматривает последовательное внедрения информационных технологий для обеспечения приоритетных целей национального проекта «Здравоохранение». Рассмотрены организационные вопросы оснащенности медицинских учреждений цифровыми средствами, включая особенности их регулирования, механизмы снижения рисков при использовании таких дорогостоящих объектов, принадлежащих медицинским учреждениям.

Литература:

1. Статья 41 Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] — Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс] — Электрон. дан.— Режим доступа: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/72085920/

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ [Электронный ресурс]/Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_221184/

4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ [Электронный ресурс]/Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс]/Электрон. дан.— Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

6. Приказ Минздрава РФ от 22.01.2018 № 26 н «Об определении перечня особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2018 N 49967) [Электронный ресурс]/Консультант-плюс.— Электрон. дан.— Режим доступа: https://minjust. consultant.ru/documents/38375

7. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» от 31 декабря 2002 г. № 85 [Электронный ресурс]/Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_40830/

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 22.06.2021) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» [Электронный ресурс]/Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186662/

9. Есина Е.А. Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации здравоохранения/В сборнике: Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2024. С. 181–185. [Электронный ресурс]/Электрон. данные — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74530112

10. Ковалева И.П., Рассолова А.А., Савичкин Д.И. Инвестиционные особенности развития здравоохранения России в условиях цифровой трансформации/Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 4–2. С. 229–234. [Электронный ресурс]/Электрон. данные — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=67223210

11. Косинова Н.Н., Болотова В.В. Особенности управления сферой здравоохранения в условиях цифровой трансформации/В сборнике: Менеджмент XXI века: взгляд в перспективу. материалы I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Орел, 2024. С. 696–701. [Электронный ресурс]/Электрон. данные — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74218465

12. Мирошниченко М.А., Вовк М.А. Автоматизация системы управления кадровыми ресурсами в здравоохранении в период цифровой трансформации/В сборнике: Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний. KSEM-2024. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 308–322. [Электронный ресурс]/Электрон. данные — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=70266870

13. Огарков А.И. Разработка и реализация стратегий цифровой трансформации в здравоохранении//Наукосфера. 2024. № 5–1. С. 54–59. [Электронный ресурс]/Электрон. данные — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67349301

14. Сертакова О.В. Цифровая трансформация в здравоохранении: новые возможности и вызовы/В сборнике: Моделирование влияния санкционных процессов на экономический суверенитет государства. Материалы международной научнопрактической конференции. Москва, 2024. С. 97–101. [Электронный ресурс]/Электрон. данные — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74533146

1. Article 41 of the Constitution of the Russian Federation [Electronic resource] — Electronic data.— Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/

2. Passport of the national project “Healthcare” (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 dated December 24, 2018) [Electronic resource] — Electronic data.— Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72085920/

3. Federal Law No. 242-FZ dated July 29, 2017 “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Application of Information Technologies in the Field of health protection” [Electronic resource]/Electron. dan.— Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221184/

4. Federal Law No. 323-FZ dated November 21, 2011 “On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation” [Electronic resource]/Electron. dan.— Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

5. Federal Law “On Non-Profit Organizations” dated January 12, 1996 No. 7-FZ [Electronic resource]/Electron. dan.— Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8824/

6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 01/22/2018 No. 26n “On determining the list of especially valuable movable property of Federal State Autonomous and budgetary institutions subordinate to the Ministry of Health of the Russian Federation” (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 02/08/2018 No. 49967) [Electronic resource]/The consultant is a plus.— Electron. dan.— Access mode: https://minjust.consultant.ru/documents/38375

7. Resolution of the Ministry of Labor of the Russian Federation “On approval of lists of positions and jobs filled or performed by employees with whom the employer can conclude written agreements on full individual or collective (brigade) financial responsibility, as well as standard forms of contracts on full financial responsibility” dated December 31, 2002 No. 85 [Electronic resource]/Electron. dan.— Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40830/

8. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 09/29/2015 No. 43 (ed. dated 06/22/2021) “On some issues related to the application of the norms of the Civil Code of the Russian Federation on the limitation period” [Electronic resource]/Electron. dan.— Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_186662/

9. Esina E.A. Economic security in the context of digital transformation of healthcare/In the collection: Economic and legal problems of ensuring economic security. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, 2024. pp. 181–

185. [Electronic resource]/Electron. Data — Access mode: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=74530112

10. Kovaleva I.P., Rassolova A.A., Savichkin D. I. Investment features of Russian healthcare development in the context of digital transformation/Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2024. No. 4–2. pp. 229–234. [Electronic resource]/Electron. Data — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67223210

11. Kosinova N.N., Bolotova V.V. Features of healthcare management in the context of digital transformation/In the collection: Management of the XXI century: a perspective. materials of the I All-Russian (national) scientific and practical conference. Orel, 2024. pp. 696–701. [Electronic resource]/Electron. Data — Access mode: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=74218465

12. Miroshnichenko M.A., Vovk M.A. Automation of the human resources management system in healthcare in the period of digital transformation/In the collection: Society and the Knowledge Economy, capital management: digital knowledge economy. KSEM-2024. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2024. pp. 308–322. [Electronic resource]/Electron. Data — Access mode: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=70266870

13. Ogarkov A. I. Development and implementation of digital transformation strategies in healthcare//The science sphere. 2024. No. 5–1. pp. 54–59. [Electronic resource]/Electron. Data — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67349301

14. Sertakova O.V. Digital transformation in healthcare: new opportunities and challenges/In the collection: Modeling the impact of sanctions processes on the economic sovereignty of the state. Materials of the international scientific and practical conference. Moscow, 2024. pp. 97–101. [Electronic resource]/Electron. Data — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74533146

В настоящее время в цифровой среде здравоохранения активно внедряются и повсеместно используются разнообразные организационно-технические и инструментальные средства повышения эффективности деятельности медицинских учреждений (в том числе, телемедицинские технологии, электронные медицинские карты пациентов), которые позволяют автоматизировать и оптимизировать процесс оказания медицинских услуг. В том числе между медучреждениями широко внедряется электронный медицинский документооборот, отвечающий установленным требованиям к полноте, составу и содержанию соответствующей информации, обеспечивающий сохранность персональных данных пациентов, врачебную тайну, возможность оперативного использования соответствующей информации, не причиняющего вреда жизни и здоровью пациентов. В данном контексте цифровая трансформация обусловлена территориальными особенностями оказания медицинских услуг с учетом гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которыми каждому гражданину государство должно обеспечивать получение бесплатных медицинских услуг независимо от места жительства на территории Российской Федерации [1].

Цифровая трансформация в сфере здравоохранения, в том числе и в деятельности медицинских учреждений, направлена на реализацию федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», который предусматривает последовательное внедрения информационных технологий для обеспечения приоритетных целей национального проекта «Здравоохранение» [2], без широкого внедрения которых невозможно достижение целей оптимизации работы медицинских организаций, в том числе повышение доступности и сокращение времени ожидания медицинской помощи для граждан в удаленных населенных пунктах.

Комплексное внедрение инструментов цифровизации в рамках предоставления медицинских сервисов населению, медицинским работникам и органам власти, основано на управлении и обеспечении безопасности медицинских данных, а также на учете их цифровых носителей, что в процессе оптимизации оказания медицинских услуг порождает необходимость решения конкретных задач, например, совершенствования механизмов взаимодействия медицинских учреждений на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения; внедрения цифровых инструментов и медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Инструментарий цифровизации здравоохранения: объективные ограничения и субъективные риски. Бухучет в здравоохранении. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: