В настоящее время в цифровой среде здравоохранения активно внедряются и повсеместно используются разнообразные организационно-технические и инструментальные средства повышения эффективности деятельности медицинских учреждений (в том числе, телемедицинские технологии, электронные медицинские карты пациентов), которые позволяют автоматизировать и оптимизировать процесс оказания медицинских услуг. В том числе между медучреждениями широко внедряется электронный медицинский документооборот, отвечающий установленным требованиям к полноте, составу и содержанию соответствующей информации, обеспечивающий сохранность персональных данных пациентов, врачебную тайну, возможность оперативного использования соответствующей информации, не причиняющего вреда жизни и здоровью пациентов. В данном контексте цифровая трансформация обусловлена территориальными особенностями оказания медицинских услуг с учетом гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которыми каждому гражданину государство должно обеспечивать получение бесплатных медицинских услуг независимо от места жительства на территории Российской Федерации [1].
Цифровая трансформация в сфере здравоохранения, в том числе и в деятельности медицинских учреждений, направлена на реализацию федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», который предусматривает последовательное внедрения информационных технологий для обеспечения приоритетных целей национального проекта «Здравоохранение» [2], без широкого внедрения которых невозможно достижение целей оптимизации работы медицинских организаций, в том числе повышение доступности и сокращение времени ожидания медицинской помощи для граждан в удаленных населенных пунктах.
Комплексное внедрение инструментов цифровизации в рамках предоставления медицинских сервисов населению, медицинским работникам и органам власти, основано на управлении и обеспечении безопасности медицинских данных, а также на учете их цифровых носителей, что в процессе оптимизации оказания медицинских услуг порождает необходимость решения конкретных задач, например, совершенствования механизмов взаимодействия медицинских учреждений на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения; внедрения цифровых инструментов и медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов.