Управление рисками является очень важным аспектом деятельности таможенных органов, причем не только в отношении таможенных процедур, но и в плане управления человеческими ресурсами. Вначале я поясню, почему в сфере таможенного администрирования необходимо управление рисками, а также вкратце коснусь законодательной базы Всемирной таможенной организации по вопросу упрощения процедур международной торговли, поскольку Всемирная таможенная организация (World Customs Organization, WCO) должна принимать меры для обеспечения реализации Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.
Существующая законодательная база WCO в сфере упрощения процедур торговли основана на Генеральном соглашении по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. (ГАТТ 1947).
Статья Х ГАТТ «Публикация и применение торговых правил» говорит о необходимости прозрачности в отношении правил торговли, в которых таможенные органы принимают активное участие: «1. Законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего применения, применяемые любой договаривающейся стороной, касающиеся классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов, или других сборов, или требований, ограничений или запрещений импорта, или экспорта, или перевода платежей за них, или влияющие на их продажу, распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование, быстро публикуются таким образом, чтобы дать возможность правительствам и коммерсантам ознакомиться с ними». Здесь говорится о том, что информация, имеющая отношение к таможенным процедурам, должна быть доступна для общества, будь то запросы со стороны государства или других заинтересованных лиц. Также данная статья регулирует вопросы правоприменения и права на обжалование: «2. Никакая мера общего применения, применяемая договаривающейся стороной и ведущая к повышению ставки пошлины или другого импортного сбора в рамках сложившейся и единообразной практики, или устанавливающая новые или более обременительные требования, ограничения или запреты на импорт, или на перевод платежей за него, не применяется до тех пор, пока эта мера не будет официально опубликована. 3. (а) Каждая договаривающаяся сторона применяет единообразным, беспристрастным и разумным способом все свои законы, правила, решения и распоряжения характера, описанного в пункте 1 настоящей статьи. (b) Каждая договаривающаяся сторона имеет или учреждает настолько быстро, насколько это имеет смысл, судебные, арбитражные или административные трибуналы или процедуры для целей, в частности, быстрого пересмотра и исправления административных действий, касающихся таможенных вопросов. Такие трибуналы или процедуры являются независимыми от органов, на которые возложено применение норм административного права, и их решения выполняются такими органами, и последние руководствуются этими решениями в своей практике, если только не поступит апелляционная жалоба в суд или трибунал вышестоящей инстанции в течение периода, установленного для подачи жалобы импортерами; при условии, что центральное руководство такого органа может предпринимать меры для пересмотра этого вопроса в порядке другого производства, если имеются достаточные причины полагать, что это решение несовместимо с установленными принципами закона или реальными фактами».