Эффективность работы автомобильного транспорта определяется не только производительностью и себестоимостью, но и безопасностью эксплуатации. От 15 до 20 % дорожно-транспортных происшествий является следствием технической неисправности [3]. Контроль над поддержанием на должном уровне экологической и технической безопасности техники возложен на службу Гостехнадзора. Гостехнадзор России осуществляет надзор за управлением техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и образован в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием различных видов техники в РФ [4].
Гостехнадзор контролирует техническое состояние техники по установленной номенклатуре показателей. Контроль проводится примерно по 20 контрольным параметрам, обеспечивающим техническую и экологическую безопасность (ТБ и ЭБ).
Для более точного и оперативного проведения технического осмотра используется инструментальный контроль параметров ТБ и ЭБ. Однако для правильного применения инструментального контроля необходимо выполнить ряд требований, несоблюдение которых приводит к недостоверным результатам:
1. Подготовка средств измерений.
Подготовка средств измерений проводится согласно руководству пользования. Ряд средств измерений должен пройти обязательную поверку, что следует задокументировать в паспорте на прибор. Общие правила подготовки приборов заключаются в проверке целостности устройств (отсутствие трещин, сколов, деформаций и др.), зарядки аккумуляторной батареи электронных средств измерений, целостности шкал измерений, комплектации. Проверка работоспособности прибора проводится в тестовом режиме — смотрятся изменения значений показаний без установки на машину и приведения измерений к требуемым условиям. Важнейшим требованием к средствам измерения, который необходимо учитывать в первую очередь, является внесение устройств в реестр средств измерений, без чего все измеренные значения не имеют юридической силы и не могут рассматриваться как объективные.