Сегодняшняя тема достаточно сложная. Хотел бы сказать, что выдача предварительных решений применяется на основании Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 18.07.2022 № 111н (далее — Порядок). Порядок устанавливает правила принятия и выдачи предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, а также принятия решения о прекращении действия предварительного решения. Порядок вступил в силу с 20 ноября 2022 г., он имеет практическое применение: подавались заявления о выдаче предварительных решений, и такие решения ФТС России принимала. Если говорить о статистике, то на протяжении применения данного института было выдано четыре предрешения о применении методов определения таможенной стоимости в ситуациях, которые регламентирует данный Порядок, и в пяти случаях отказано в рассмотрении заявления. Причины отказов мы далее разберем, а сейчас хотел бы раскрыть особенности применения Порядка выдачи предварительных решений. Он регламентирует принятие и выдачу предварительных решений, отказов в выдаче и прекращения действия выданного предрешения. Такие предварительные решения принимаются ФТС России в случае поступления соответствующего заявления в установленный срок, который определен 30 календарными днями.
Но для того чтобы подать заявление, необходимо понимать, в каких ситуациях может быть выдано предварительное решение. Предварительное решение принимается и выдается ФТС России. Заинтересованным лицом — декларантом заявление может быть подано при соблюдении следующих условий: во-первых, товары ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС в рамках исполнения внешнеторгового договора купли-продажи. Во-вторых, должны быть договорные отношения между покупателем товаров, то есть импортером, и лицензиаром на предоставление правообладателем лицензиату прав на использование объектов интеллектуальной собственности, по которым у пользователя имеются обязательства уплаты правообладателю лицензионных платежей за предоставленные права. Третье условие — декларант считает, что данные лицензионные платежи не подлежат включению в структуру таможенной стоимости. При таких обстоятельствах декларант имеет право заполнить заявление и подать его в таможенный орган. ФТС России рассматривает его на предмет соблюдения условий, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС (в частности, пп. 7 п. 1 ст. 40), при которых лицензионные платежи подлежат включению в структуру таможенной стоимости. Если условия соблюдаются, таможенный орган выдает предварительное решение, в котором говорится, что лицензионные платежи подлежат включению в структуру таможенной стоимости. Если условие не соблюдаются, выдается предварительное решение, в котором указывается, что в рамках таких договорных отношений лицензионные платежи не подлежат включению в структуру таможенной стоимости товаров. Дается оценка соблюдению условий, установленных пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС (ограничения в применении первого метода) и документальному подтверждению заявленных сведений в отношении лицензионных платежей, то есть все сведения, которые имеют отношение к лицензионным платежам, должны основываться на документально подтвержденной информации. Поэтому соответствующие документы должны быть вместе с заявлением представлены в таможенный орган в целях принятия предварительного решения. Декларант представляет в ФТС России посредством «Личного кабинета участника ВЭД» заявление, заполненное по установленной форме, и документы, на основании которых у декларанта имеются обязательства по уплате лицензионных платежей: контракт купли-продажи, лицензионный договор, иные договоры и документы, имеющие отношение к объектам интеллектуальной собственности, определению суммы лицензионных платежей, расчетов и т. д. Все эти документы декларант формирует, размещает в «Электронном архиве документов декларанта» и указывает их реквизиты и номера, которые присваиваются системой, в заявлении. Очень важно представление учредительных документов, которые позволяют ответить на вопрос: имеется ли взаимосвязь или нет между лицензиатом и лицензиаром? Перечень документов, которые должны представляться вместе с заявлением, содержится в пункте 5 Порядка. Заявление подается в электронном виде, но в случае если программные средства не работают, заявление и документы могут быть поданы на бумажном носителе (понятно, что в отношении программного средства должна быть зафиксирована нештатная ситуация). Предварительное решение выдается таможенным органом не позднее 30 календарных дней. Немаловажно, что в рамках выдачи предварительного решения никаких запросов о представлении дополнительных документов и сведений таможенный орган не осуществляет. На это обращаю внимание, потому что, если какието документы не представлены либо из представленных документов невозможно сделать вывод, соблюдаются или не соблюдаются условия, таможенный орган откажет в выдаче предварительного решения. Поэтому важно на этапе формирования заявления собрать максимум документов, представить все контракты, договоры на куплю продажу, на услуги, если они связаны с предоставлением объектов интеллектуальной собственности. Все эти документы нужно представить, потому что в рамках рассмотрения заявления таможенным органом может быть принято решение об отказе в выдаче предварительного решения. Необходимо помнить, что форма заявления, установленная Порядком, предусматривает указание определенных сведений, основанных на документах, которые должны быть представлены вместе с заявлением. Поэтому к вопросу заполнения заявления и указания сведений нужно относиться ответственно.