По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 662.17

Инструмент для сборки шарнирных узлов завальцовкой

Матвеев А. С. д-р техн. наук, профессор, РГАТУ им. П. А. Соловьёва, E-mail: info@rsatu.ru, 152939, Ярославская обл., Рыбинск, ул. Пушкина, д. 53

Представлены конструкции инструментов для сборки шарнирных узлов завальцовкой. Описаны способы их работы, отмечены достоинства и недостатки.

Литература:

1. ОСТ 1 03841–76. Заделка механическая шариковых, роликовых и шарнирных подшипников. Типы, основные размеры и технические требования.

2. Патент РФ на полезную модель № 79481, МПК В 23Р 19/02. Инструмент для завальцовки изделий. Опубл. 10.01.2009. Бюл. № 1.

3. А. с. 437600 СССР, МКИ В 23Р 19/02. Инструмент для завальцовки подшипников. Опубл. 30.07.1974. Бюл. № 28.

4. Патент РФ на полезную модель № 85106. Устройство для зава льцовки изделий. Опубл.: 27.07.2009. Бюл. № 7.

В различных узлах машин общего машиностроения, конструкциях самолетов, вертолетов, устройств наземного базирования находят широкое применение шарнирные узлы, состоящие из сферического подшипника 1 (рис. 1), наружная обойма которого жестко заделана в корпусе узла 2. Такой узел как обеспечивает взаимное вращение внутренней обоймы подшипника и корпуса относительно оси подшипника, так и допускает их взаимное угловое смещение.

Сборка шарнирного узла может быть выполнена несколькими методами, изложенными в ОСТ 1 03841 [1]. Большинство из них предусматривают местную пластическую деформацию противоположных торцевых зон корпуса, обеспечивающую смещение металла корпуса на торцы наружной обоймы подшипника (элемент «М» на рис. 1).

При этом операцию заделки подшипника в корпус называют завальцовкой. Наиболее распространена сплошная завальцовка, обеспечивающая смещение металла корпуса без разрывов по окружности. Перед выполнением операции на противоположных торцах корпуса, концентрично отверстию под подшипник, предварительно выполняют кольцевые канавки V-образной формы с углами α, β и глубиной h (рис. 2). Например, для материала корпуса, имеющего предел прочности σв в диапазоне 590…1275 МПа, угол α = 55°, β = 30 град. и h от 0,05 до 1,5 мм в зависимости от диаметра наружной обоймы подшипника. Для материала корпуса, имеющего предел прочности σв менее 590 МПа, кольцевую канавку не выполняют.

Операция завальцовки может быть выполнена кольцевым пуансоном путем приложения к пуансону силы Р (рис. 3). При этом необходимая степень пластической деформации материала корпуса может быть обеспечена или нормированным перемещением кольцевого пуансона, или нормированной величиной силы. В первом случае на качество сборки существенное влияние оказывает точность выполнения V-образных канавок, величина допуска на толщину корпуса. Во втором случае — необходимы устройства, обеспечивающие достаточно точное управление величиной Р. При этом в обоих случаях для обеспечения одинаковой степени пластической деформации материала корпуса в окружном направлении необходимо обеспечить равномерность приложения деформирующей нагрузки по периметру канавки.

Для Цитирования:
Матвеев А. С., Инструмент для сборки шарнирных узлов завальцовкой. Главный механик. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: