Азиатско-Тихоокеанский регионализм возник под влиянием роста региональной сплоченности в Европе и в силу необходимости обеспечивать суверенитет в условиях холодной войны, а продолжает свое развитие в русле недопущения появления регионального лидера с неоспоримым относительным преимуществом. Поэтому специфика Азиатско-Тихоокеанского регионализма такова, что тенденции его развития не задаются гегемоном или коллективной волей государств с наибольшим относительным преимуществом. Более того, эти государства (КНР, РК, Япония, США) сами по себе находятся в сложных отношениях, сочетающих одновременно элементы глубокой взаимозависимости и ожесточенного соперничества. В результате фокус институционального сопровождения регионализации смещен в группу малых и средних стран Юго-Восточной Азии, составляющих АСЕАН. Принимаемые решения по институциональному строительству, как и в других региональных пространствах, относятся к юрисдикции исполнительной ветви власти. Упорядочивание регионального пространства путем институционализации отношений между его участниками постепенно увеличивает их связность. При этом существует вероятность, что «формирование однородности в Азии представляет собой не столько начальную стадию интеграции, сколько один из возможных ее результатов» [5].
Независимо от того, в какой сфере производится институциональное строительство — в военно-политической или экономической — его развитие коррелирует с темпами регионализации, а поведение участников подчинено недопущению изменения статуса-кво в пользу одного из них. Иными словами, чем более активная деятельность по формированию институтов регионализации и региональной интеграции производится в пользу одного из государств или региональных групп АТР, тем более активную аналогичную деятельность предпринимают конкурирующие государства или региональные группы. В обеих областях сотрудничества центр тяжести институционального строительства приходится на двусторонние форматы.
Ранние очертания регионального сообщества возникли из-за необходимости обозначить и упорядочить отношения между государствами, которые в условиях холодной войны были неспособны самостоятельно противостоять СССР, США и КНР. Страны–основатели АСЕАН, подписав в 1976 г. Декларацию согласия, обозначили в качестве основного приоритета в сотрудничестве недопущение гегемонии внешних акторов в Юго-Восточной Азии. Следствием этой политики стало недоверчивое отношение к инициативам по созданию постоянно действующих союзов и блоков в области безопасности, и сотрудничество ограничивалось созданием институтов, выполнявших консультационную функцию. Консультации в рамках АСЕАН способствуют региональному доверию, компенсируя недостаток информации о происходящем и о намерениях участников. Члены Ассоциации знают, что недостаток внутренней согласованности даст возможность более крупным, чем каждый из них по отдельности, региональным и мировым акторам нанести ущерб фактической и институциональной целостности этой организации [9].