По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Институциональное измерение Азиатско-Тихоокеанского регионализма: военно-политический и экономический аспекты

Е. Г. Кожин аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО.

В ближайшие годы в Азиатско-Тихоокеанском институциональном регионализме сложится новый порядок из-за сочетания ряда факторов, определяющих конкуренцию между ведущими акторами региона в институциональном измерении. В 2018 г. истекает 10-летний мораторий на прием новых членов в АТЭС. Подходят к развязке переговоры по ВРЭП. КНР активизирует проведение региональных инфраструктурных проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Снижается активность США в создании региональных режимов свободной торговли. Возможности малых и средних стран региона сохранять региональный баланс сил ограничиваются, а нерешенные проблемы в экономической и военно-политической сфере обостряются. В данной статье проанализированы и обобщены условия, в которых развивается институционализация регионального порядка в АТР.

Литература:

1. Арешидзе Л. Г. Международные отношения в Восточной Азии. Угрозы и надежды / Л. Г. Арешидзе. — М.: Международные отношения, 2007. — С. 84.

2. Арешидзе Л. Г. Указ. соч., с. 225.

3. Арешидзе Л. Г. Указ. соч., с. 238.

4. Арешидзе Л. Г. Указ. соч., с. 233.

5. Бевеликова Н. М., Павлушкин А. В. Развитие интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (правовое и экономическое исследование): монография / И. И. Шувалов, Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин [и др.]; под ред. акад. РАН Т. Я. Хабриевой. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. — С. 106.

6. Бевеликова Н. М., Павлушкин А. В. Указ. соч., с. 103.

7. Веремеев Н. Торгово-экономическая конкуренция на Тихом океане [Электронный ресурс]. / Международные процессы // Н. Веремеев. — 2016. — Т. 14, № 2 (45). — Режим доступа: http://intertrends.ru / system / Doc / ArticlePdf / 1584 / 9jGCFnJhjZ.pdf (дата обращения: 22.03.2017).

8. Журавлева О. О. Проблемы взаимодействия налоговых систем Азиатско-Тихоокеанского региона // Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе… — С. 139.

9. Acharya A. The evolution of ASEAN norms and the emergence of the ‘ASEAN Way’ // Constructing a Security Community in Southeast Asia. ASEAN and the problem of regional order / A. Acharya. — London: Routledge, 2003. — Pp. 47–99. — Режим доступа: https://fmc90. fi les.wordpress.com / 2010 / 05 / constructing-a-security-in-asean.pdf (дата обращения: 15.03.2017).

10. Cropsey S. The Rebalance to Asia: What Are Its Security Aims and What Is Required of U. S. Policy? / S. Cropsey. — Hudson institute. — 2014. — 28 p.

11. Dent C. M. Free Trade Agreements in the Asia-Pacifi c: Going Around in Circles? [Электронный ресурс]. / C. M. Dent // International Aff airs (London). — 2013. — Volume 89, number

4. Режим доступа: https://www.imd.org / uupload / IMD. WebSite / EvianGroup / Web / 982 / Free%20Trade%20Agreements%20 in%20the%20Asia.pdf (дата обращения: 24.03.2017).

12. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2016 [Электронный ресурс]. / Annual Report to Congress. — Offi ce of the Secretary of Defence. — 2016. Режим доступа: https:// www.defense.gov / Portals / 1 / Documents / pubs / 2016 %20China%20 Military%20Power%20Report.pdf (дата обращения: 20.03.2017).

13. New Asian Security Concept For New Progress in Security Cooperation. Remarks at the Fourth Summit of the Conference on Interaction and Confi dence Building Measures in Asia [Электронный ресурс]. / By H. E. Xi Jinping, President of the People's Republic of China. — 2014. — Режим доступа: http://www.fmprc.gov.cn / mfa_ eng / zxxx_662805 / t1159951.shtml (дата обращения: 22.03.2017).

14. Thayer C. A. New Strategic Uncertainty and Security Order in Southeast Asia // Changing Security Dynamics in East Asia / C. A. Thayer. — Critical Studies of the Asia Pacifi c Series. — 2014. — Рp. 127–146.

15. Vu Truong-Minh. International Leadership as a Process: The case of China in Southeast Asia [Электронный ресурс]. / Revista Brasileira de Política Internacional // Truong-Minh Vu. — 2015. — Vol. 60, № 1. — Режим доступа: http://www.scielo.br / scielo. php?script=sci_arttext&pid=S0034–73292017000100201 (дата обращения: 22.03.2017).

Азиатско-Тихоокеанский регионализм возник под влиянием роста региональной сплоченности в Европе и в силу необходимости обеспечивать суверенитет в условиях холодной войны, а продолжает свое развитие в русле недопущения появления регионального лидера с неоспоримым относительным преимуществом. Поэтому специфика Азиатско-Тихоокеанского регионализма такова, что тенденции его развития не задаются гегемоном или коллективной волей государств с наибольшим относительным преимуществом. Более того, эти государства (КНР, РК, Япония, США) сами по себе находятся в сложных отношениях, сочетающих одновременно элементы глубокой взаимозависимости и ожесточенного соперничества. В результате фокус институционального сопровождения регионализации смещен в группу малых и средних стран Юго-Восточной Азии, составляющих АСЕАН. Принимаемые решения по институциональному строительству, как и в других региональных пространствах, относятся к юрисдикции исполнительной ветви власти. Упорядочивание регионального пространства путем институционализации отношений между его участниками постепенно увеличивает их связность. При этом существует вероятность, что «формирование однородности в Азии представляет собой не столько начальную стадию интеграции, сколько один из возможных ее результатов» [5].

Независимо от того, в какой сфере производится институциональное строительство — в военно-политической или экономической — его развитие коррелирует с темпами регионализации, а поведение участников подчинено недопущению изменения статуса-кво в пользу одного из них. Иными словами, чем более активная деятельность по формированию институтов регионализации и региональной интеграции производится в пользу одного из государств или региональных групп АТР, тем более активную аналогичную деятельность предпринимают конкурирующие государства или региональные группы. В обеих областях сотрудничества центр тяжести институционального строительства приходится на двусторонние форматы.

Ранние очертания регионального сообщества возникли из-за необходимости обозначить и упорядочить отношения между государствами, которые в условиях холодной войны были неспособны самостоятельно противостоять СССР, США и КНР. Страны–основатели АСЕАН, подписав в 1976 г. Декларацию согласия, обозначили в качестве основного приоритета в сотрудничестве недопущение гегемонии внешних акторов в Юго-Восточной Азии. Следствием этой политики стало недоверчивое отношение к инициативам по созданию постоянно действующих союзов и блоков в области безопасности, и сотрудничество ограничивалось созданием институтов, выполнявших консультационную функцию. Консультации в рамках АСЕАН способствуют региональному доверию, компенсируя недостаток информации о происходящем и о намерениях участников. Члены Ассоциации знают, что недостаток внутренней согласованности даст возможность более крупным, чем каждый из них по отдельности, региональным и мировым акторам нанести ущерб фактической и институциональной целостности этой организации [9].

Для Цитирования:
Е. Г. Кожин, Институциональное измерение Азиатско-Тихоокеанского регионализма: военно-политический и экономический аспекты. Дипломатическая служба. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: