Важность развития института связей с общественностью в государственном управлении современной России обусловлена целым рядом факторов, без которых невозможна реализация принципа демократии. Среди них — развитие демократических принципов открытости и прозрачности деятельности власти, ее доступности гражданам.
Еще 29 апреля 1982 г. Комитет министров Совета Европы принял Декларацию свободы самовыражения и информации — первый нормативный правовой акт такого уровня, который среди других целей призывал проводить политику открытой информации в государственном секторе, в том числе доступа к информации в целях понимания политических, социальных, культурных проблем каждым гражданином и развития его возможностей свободно обсуждать эти проблемы.
Среди иных важных факторов, реализация которых посредством института связей с общественностью способствует упрочению демократических принципов взаимоотношений государства и общества, необходимо назвать создание организационно-правовых и информационных основ для расширения масштабов участия граждан и их объединений в принятии решений органами власти.
Одной из важнейших в этой связи задач структурных подразделений, отвечающих за связи с общественностью, является информирование общественности и осуществление информационного взаимодействия с различными категориями общественности. Кроме того, посредством связей с общественностью преследуется цель формирования благоприятного имиджа государственного органа. Это особенно актуально на сегодня потому, как отмечают Л. Сухотерин и И. Юдинцев, что «на протяжении более десяти лет работа по формированию репутации государственного аппарата не велась вовсе»1 . Как особая функция управления, связи с общественностью помогают руководству органа власти быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него.
Для достижения этих целей отделы по связям с общественностью и иные аналогичные структурные подразделения государственных органов власти занимаются в том числе и аналитико-прогностической работой. Никакое другое направление информационной деятельности государственных органов власти, как связи с общественностью, не использует так активно средства массовой информации в качестве инструмента своего взаимодействия с обществом, что также придает им особый статус и значение.