По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Институт строительной экспертизы

Институт строительной экспертизы имеет почти 300-летнюю историю. В 1723 г. указом Петра I была организована Канцелярия от строений, которая осуществляла контрольные функции и положила начало очень важному элементу строительства. На сегодняшний день в России действует порядка 650 организаций государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Литература:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. 2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 4. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». 5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271».

Что касается государственной экспертизы, то на территории России существует семь организаций ее проводящих — ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ведомственные экспертизы Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Росатома, Росгвардии, Главного управления специальных программ Президента РФ. Также на территории каждого субъекта РФ функционируют региональные организации государственной экспертизы субъектов Федерации. Негосударственная экспертиза проводится организациями, которые имеют соответствующую аккредитацию, число таковых исчисляется сотнями.

Как показывает практика, почти вся проектная документация, поступающая на экспертизу, имеет множество недостатков, которые дорабатываются и устраняются разработчиками уже в ходе ее проведения. Это лишний раз доказывает, что экспертиза не прихоть технарей, а этап, позволяющий существенно повысить качество строительства и его итогового результата — здания или сооружения.

Такие неутешительные данные (по числу отмеченных недостатков) обусловлены целым рядом факторов.

В схеме «заказчик — застройщик — подрядчик» отсутствует согласование принимаемых решений.

Выбор проектной организации путем проведения конкурса или аукциона обусловлен исключительно ценой контракта — побеждает тот, кто предложит меньшую сумму за свои услуги. Соответственно, зачастую победителями становятся компании с молодыми или недостаточно квалифицированными проектировщиками.

Отсутствие законодательно закрепленных жестких требований к квалификации проектировщика (в отличие от эксперта) — нет прохождения аттестации и обязанности постоянного повышения квалификации. Нехватка специалистов с высоким и качественным уровнем знаний.

На сегодняшний день эксперты могут сделать замечания только в ходе рассмотрения уже готового полноценного проекта, в то время как острая необходимость их мнения нужна уже на этапе задания на проектирование. Качественная экспертная оценка задания, то есть выявление и исправление всех недостатков до момента окончательного формирования проекта (на его начальном, а не финальном этапе), позволит сэкономить заказчикам и застройщикам временные, трудовые и материальные ресурсы.

Для Цитирования:
Институт строительной экспертизы. Сметно-договорная работа в строительстве. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: