Данная реформа, активно проводящаяся в регионе с 2015 года, призвана вернуть своеобразный статускво, когда существовали должности главы муниципального образования и председателя представительного органа власти. Тем временем сами краевые депутаты признают, что институт сити-менеджера оказался не совсем понятен рядовым жителям.
Под «двуглавостью» обычно подразумевается способ организации власти, когда в муниципалитете одновременно работают глава администрации (руководитель исполнительно-распорядительного органа) и глава МО (организует работу выборного органа). Теперь глава администрации стал называться главой, а руководитель местного депутатского корпуса — председателем. При этом глава мунобразования в большинстве случаев избирается депутатами на открытой сессии из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса.
В рамках интернет-конференции на офсайте Алтайского заксобрания председатель комитета по местному самоуправлению АКЗС Борис Трофимов отметил, что «ситуация, при которой глава муниципалитета избирался из числа депутатов и возглавлял представительный орган, а глава администрации назначался по контракту по итогам конкурса, вызывала непонимание у жителей нашего края». Данная схема применялась в регионе с конца 2000-х годов.
Например, должность сити-менеджера Барнаула появилась в 2010 году, когда администрацию города возглавил Игорь Савинцев. Несмотря на критику двуглавой модели управления, в Алтайском крае этот способ применялся вплоть до 2015 года. Однако в связи с изменениями в федеральном законодательстве краевые власти вынуждены были поменять свой подход.
Впрочем, г-н Трофимов настаивает, что именно алтайские депутаты стали одними из инициаторов перемен. «Краевое Заксобрание наряду с законодательными органами других субъектов обращалось в Госдуму с предложениями решить данную проблему. Наш голос был услышан, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, позволяющие депутатам представительного органа избирать главу муниципалитета, исполняющего полномочия главы местной администрации. Именно этот порядок избрания главы мы закрепили в краевом законе для тех муниципальных образований, которые исполняют значительное количество государственных полномочий, оставив возможность самим определять порядок избрания главы всем иным муниципалитетам», — описал долгий и весьма дискуссионный путь к новой модели председатель профильного комитета.