Статья поступила 02.02.2024.
Среди таинств Христианской Церкви особое место отводится венчанию. Подчеркнем, что первое чудо Иисус Христос совершил на свадебном пире. Этот факт подчеркивает то, что Христианская Церковь одобряет брак, благословляет супружеские отношения. В современном мире высокая статистика расторжения браков подчеркивает девальвацию института семьи и глубокий антропологический кризис, поскольку семантическое наполнение семьи имеет не только социальное, но и философско-антропологическое наполнение. В контексте Указа Президента РФ от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [12] феномен семьи может быть защищен на правовой основе, а для достижения наибольшей эффективности в этом деле целесообразно исследовать институт семьи и брака в традиционных культурах. Это обстоятельство свидетельствует об актуальности данной статьи. Уместно задаться вопросом об отношении к ценности семьи в религиях дохристианской эпохи. Среди таковых обратим внимание на зороастризм, или, как сами представители этого вероисповедания говорят, благоверие.
В условиях современного мира, где семья считается пережитком прошлого, неким рудиментом от советских времен, важно понять, насколько свойственно человеку жить в супружестве сообразно его природе и сущности. В православной культуре подчеркивается, что «Человек Адам может считаться завершенным только тогда, когда спутницей его жизни стала подобная ему Ева» [3, с. 21]. Однако насколько такой подход характерен для зороастризма? Именно осмысление ценности семьи стает целью представленного исследования.
Изучение доктрины зороастризма для современного исследователя затруднено множеством обстоятельств, среди которых прежде всего назовем утрату значительной части зороастрийской литературы. Тем не менее сохранившиеся отдельные фрагменты Авесты, пехлевийская литература позволяют нам в целом понять отношение к институту семьи в культуре зороастризма. Особое значение в отношении к семье видится в гимне богине Анахите (Ардви-Суре). Общество стран Древнего Междуречья еще мыслило языческими категориями, и религии, предлагавшие абстрактные понятия, постепенно вживались в стиль мышления, задавая характер всему мировоззрению человека. Такая абстрактная, но вместе с тем в философско-антропологическом смысле фундаментальная категория, как целомудрие, на Древнем Востоке заменялась термином «чистота». Понятие «целомудрие», по сути, абстрактное и сформировалось в раннем христианстве на основе греческого термина, переводимого в значении «благоразумие» или «здравый смысл» (σωφροσύνη). На Востоке обычно использовали понятие «чистота». В данной статье термины «чистота» и «целомудрие» условно будем считать синонимичными. В гимне Ардви-Суре чистота используется в синтезе с идеей материнства, плодовитости, хорошего женского здоровья. Примечательно, что и в христианской традиции при речи о Богородице часто употребляется понятие «Мати-Дева». Не случайно П.А. Флоренский пишет: «Только с высоты у целомудренного сознания можно понимать святость брака и его качественное отличие от разврата... и наоборот, только чистый брак, только благодатное брачное сознание позволяет понять значительность девства» [13, с. 249]. В зороастризме сохранение и защита чистоты супружеских отношений считаются одной из важных форм служения богу Ахура-Мазде, в то время как скверность в интимной жизни рассматривается в качестве пути уподобления человека дэву. «От жены требуется целомудрие и послушание мужу. В этом главная добродетель женщины. Жена была полновластной хозяйкой в доме. Женщина рассматривается как необходимая спутница мужчины. Без нее нет в жизни радости, нет полного счастья. Любовь вне брака строго преследуется. Мужчина или женщина, провинившиеся в этом, получают 800 ударов бичом» [10, с. 61]. Настоящая семья создается целомудренными людьми. Отношение к благочестивой женщине в зороастризме глубоко почтительное, ибо она угода Богу-Творцу и спасительна для человеческого рода. Отметим, что в христианстве бесчестье также рассматривается в качестве серьезного греха. «Потеря невинности до законного брака или оскорбление чужой чести одно из самых ужасных нравственных и церковно-канонических преступлений, которые по своим субъективно-психологическим последствиям можно сравнить с изгнанием человека из первозданного рая» [3, с. 143]. Отношение к скверной женщине в Иране и в древности, и в современное время крайне негативное. Разумеется, в странах, где был опыт христианского развития, уже нет смертной казни за супружескую измену, а вот в странах Востока, в том числе в Иране, за разврат Уголовный кодекс предполагает лапидацию (побивание камнями). В данном случае уместно согласиться с У.А. Азизовым, считающим, что «признание деяния наказуемым происходило преимущественно на уровне миропонимания, сознания, психологии народов древних обществ» [2, с. 47]. Мировоззрение в обсуждаемой формации было таковым, что вне семьи общество не видело возможностей для выживания и развития, поэтому всякие действия против нее считались тяжкими преступлениями. По мере становления государства формировались механизмы поддержки семьи, зафиксированной в правовой практике общества Древнего Ирана. «Многодетным семьям из государственной казны выплачивалось пособие, а женщине, родившей двойню или тройню, предоставлялись определенные льготы, и она награждалась верблюдом» [11, с. 13]. Нельзя сказать, что в более древние времена общество не заботилось о семьях, например. В городах Шумера значительная часть законов касалась семейного права, однако в зороастризме внимание семьи на государственном уровне сохранилось и усилилось.