По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304 DOI:10.33920/nik-01-2405-02

Институт семьи и категория целомудрия в культуре зороастризма

Андрущенко Игорь Валентинович Православный приход храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского г. Севастополя Симферопольской и Крымской епархии, Россия, Севастополь, E-mail: agiosdim@yandex.ru
Панищев Алексей Леонидович АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 20, E-mail: Alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

В данной статье исследуется институт семьи в культуре зороастризма. В современном обществе наблюдается девальвация института брака, что подчеркивает актуальность исследования семейных ценностей в традиционных культурах. Распространено мнение, согласно которому зороастрийцы приветствовали кровнородственный брак, однако в представленной работе подчеркнуто то, что это мнение ошибочно, такой брак не был признан в качестве нормы, он упоминается лишь в отдельных случаях, которые обсуждались в судебных инстанциях, что уже само по себе свидетельствует о нетипичности данного явления. В зороастризме нормы целомудрия и верности являются фундаментальными, что этически роднит эту религию с христианством и исламом. Чистота семейных отношений в зороастризме имеет духовный и теологический смысл, обращает общество к защите природы и сущности человека. Родственный брак уместно воспринимать в духовном измерении, то есть создание семьи между людьми, придерживающимися одного религиозного учения, разделяющими общие мировоззренческие принципы. Также родственный брак может рассматриваться как союз между верующим человеком и богом Ахурой-Маздой. В качестве вывода в статье отмечается то, что в зороастризме приветствовался и защищался традиционный брак, аналогичный тому, ценность которого постулируется в христианстве и исламе.

Литература:

1. Авеста «Закон против дэвов» (Видевдат) / Адаптированный перевод, исследование и комментарии Э.В. Ртвеладзе, А.Х. Саидова, Е.В. Абдуллаева. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 301 с.

2. Азизов У.А. Становление и развитие институтов преступления и наказания в зороастрийский период и особенности их проявления / У.А. Азизов // Права человека: История, теория, практика: Взгляды на некоторые вопросы прав человека профессорско-преподавательского состава кафедры прав человека и сравнительного правоведения юридического факультета ТНУ 2006–2016 гг. / Под ред. А.М. Диноршоева и У.А. Азизова. — Душанбе: Голд-принт, 2016. — С. 44–58.

3. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. — 240 с.

4. Башарин П.В. Институт зороастрийского брака xwēdōdah: проблемы генезиса и вопросы типологии // Религиоведение. — 2021. — № 1. — С. 5–14. Religiovedenie [Study of Religion]. 2021. No. 1. P. 5–14. — DOI: 10.22250/2072-8662.2021.1.5-14.

5. Гаты Заратуштры / Пер. с авестийского, вступит. статьи, комментарии и приложения И.М. Стеблин-Каменского. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. — 192 с.

6. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты VII–III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. — М.: Ладомир, 1999. — 515 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#170 (дата обращения: 23.01.2024).

7. Геродот. История в девяти книгах / Пер и примеч Г.А. Стратановского. — Л.: Наука, 1972. — 600 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269003000 (дата обращения: 23.01.2024).

8. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. — 352 с.

9. Зороастрийцы Санкт-Петербурга. Вохуман-Яшт [Электронный ресурс]. — URL: https://www.zoroastrian.ru/node/1782 (дата обращения: 23.01.2024).

10. Маковельский А.О. Авеста / А.О. Маковельский. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1960. — 144 с.

11. Нуруллаева Ш.К. Вопросы семьи и брака в «Авесте» / Ш.К. Нуруллаева, М.Д. Эгамберганова // Universum: общественные науки. — 2016. — № 6 (24). — С. 1.

12. Указ Президента РФ от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 23.01.2024).

13. Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П. Флоренский. — М.: АСТ, 2003. — 640 с.

14. Skjærvø P.O. Marriage II. Next of Kin Marriage in Zoroastrianism / P.O. Skjærvø // Encyclopædia Iranica, online edition, 2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.iranicaonline.org/articles/marriage-next-of-kin (дата обращения: 23.01.2024).

15. Olcott H.S. Theosophy, Religion and Occult Science: Lectures and Addresses on Theosophy, London, 1885 [Электронный ресурс]. — URL: https://archive.org/details/ theosophyreligio00olco (дата обращения: 23.01.2024).

1. Avesta “The Law against the Devas” (Videvdat) / Adapted translation, research and comments by E.V. Rtveladze, A.Kh. Saidova, E.V. Abdullaev. — St. Petersburg: Publishing house Polytechnic. University, 2008. — 301 p.

2. Azizov U.A. Formation and development of institutions of crime and punishment in the Zoroastrian period and features of their manifestation / U.A. Azizov // Human rights: History, theory, practice: Views on some issues of human rights of the teaching staff of the Department of Human Rights and Comparative Law of the Law Faculty of TNU 2006–2016 / Ed. Dinorshoeva A.M. and Azizova U.A. — Dushanbe: Gold print, 2016. — Р. 44–58.

3. Archimandrite Plato. Orthodox moral theology. — Holy Trinity Lavra of Sergius, 1994. — 240 p.

4. Basharin P.V. Institute of Zoroastrian marriage xwēdōdah: problems of genesis and questions of typology // Religious Studies. — 2021. — No. 1. — P. 5–14. Religiovedenie [Study of Religion]. 2021. No. 1. P. 5–14. — DOI: 10.22250/2072-8662.2021.1.5-14.

5. Gathas of Zarathushtra / Trans. from Avestan, will enter. articles, comments and applications by I.M. Steblin-Kamensky. — St. Petersburg: Petersburg Oriental Studies, 2009. — 192 p.

6. Hesiod. Theogony // Hellenic poets of the 7th–3rd centuries. BC e. Epic. Elegy. Yambs. Melika / Rep. ed. M.L. Gasparov. — M.: Ladomir, 1999. — 515 p. — [Electronic resource.] URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#170 (Date of access: 01/23/2024).

7. Herodotus. History in nine books / Translation and notes by G.A. Stratanovsky. — L.: Nauka, 1972. — 600 p. — [Electronic resource.] URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269003000 (Access date 01/23/2024).

8. Zoroastrian texts. Judgments of the Spirit of Reason (Dadestan and Menog-i Hrad). Creation of the foundation (Bundahishn) and other texts. The publication was prepared by O.M. Chunakova. — M.: Publishing company “Oriental Literature” RAS, 1997. — 352 p.

9. Zoroastrians of St. Petersburg. Vohuman-Yasht. — [Electronic resource.] URL: https:// www.zoroastrian.ru/node/1782 (Date of access: 01/23/2024).

10. Makovelsky A.O. Avesta / A.O. Makovelsky. — Baku: Publishing House of the Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR, 1960. — 144 p.

11. Nurullaeva Sh.K. Issues of family and marriage in Avesta / Sh.K. Nurullaeva, M.D. Egamberganova // Universum: social sciences. — 2016. — No. 6 (24). — P. 1.

12. Decree of the President of the Russian Federation of November 09, 2022 On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values. — [Electronic resource.] URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48502 (Date of access: 01/23/2024).

13. Florensky P. Pillar and statement of truth: Experience of Orthodox theodicy / P. Florensky. — M.: AST, 2003. — 640 p.

14. Skjærvø P.O. Marriage II. Next of Kin Marriage in Zoroastrianism / P.O. Skjærvø // Encyclopædia Iranica, online edition, 2013. — [Electronic resource.] URL: http://www. iranicaonline.org/articles/marriage-next-of-kin (Date accessed 01/23/2024).

15. Olcott H.S. Theosophy, Religion and Occult Science: Lectures and Addresses on Theosophy, London, 1885. — [Electronic resource.] URL: https://archive.org/details/theosophyreligio00olco (Accessed 01/23/2024).

Статья поступила 02.02.2024.

Среди таинств Христианской Церкви особое место отводится венчанию. Подчеркнем, что первое чудо Иисус Христос совершил на свадебном пире. Этот факт подчеркивает то, что Христианская Церковь одобряет брак, благословляет супружеские отношения. В современном мире высокая статистика расторжения браков подчеркивает девальвацию института семьи и глубокий антропологический кризис, поскольку семантическое наполнение семьи имеет не только социальное, но и философско-антропологическое наполнение. В контексте Указа Президента РФ от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [12] феномен семьи может быть защищен на правовой основе, а для достижения наибольшей эффективности в этом деле целесообразно исследовать институт семьи и брака в традиционных культурах. Это обстоятельство свидетельствует об актуальности данной статьи. Уместно задаться вопросом об отношении к ценности семьи в религиях дохристианской эпохи. Среди таковых обратим внимание на зороастризм, или, как сами представители этого вероисповедания говорят, благоверие.

В условиях современного мира, где семья считается пережитком прошлого, неким рудиментом от советских времен, важно понять, насколько свойственно человеку жить в супружестве сообразно его природе и сущности. В православной культуре подчеркивается, что «Человек Адам может считаться завершенным только тогда, когда спутницей его жизни стала подобная ему Ева» [3, с. 21]. Однако насколько такой подход характерен для зороастризма? Именно осмысление ценности семьи стает целью представленного исследования.

Изучение доктрины зороастризма для современного исследователя затруднено множеством обстоятельств, среди которых прежде всего назовем утрату значительной части зороастрийской литературы. Тем не менее сохранившиеся отдельные фрагменты Авесты, пехлевийская литература позволяют нам в целом понять отношение к институту семьи в культуре зороастризма. Особое значение в отношении к семье видится в гимне богине Анахите (Ардви-Суре). Общество стран Древнего Междуречья еще мыслило языческими категориями, и религии, предлагавшие абстрактные понятия, постепенно вживались в стиль мышления, задавая характер всему мировоззрению человека. Такая абстрактная, но вместе с тем в философско-антропологическом смысле фундаментальная категория, как целомудрие, на Древнем Востоке заменялась термином «чистота». Понятие «целомудрие», по сути, абстрактное и сформировалось в раннем христианстве на основе греческого термина, переводимого в значении «благоразумие» или «здравый смысл» (σωφροσύνη). На Востоке обычно использовали понятие «чистота». В данной статье термины «чистота» и «целомудрие» условно будем считать синонимичными. В гимне Ардви-Суре чистота используется в синтезе с идеей материнства, плодовитости, хорошего женского здоровья. Примечательно, что и в христианской традиции при речи о Богородице часто употребляется понятие «Мати-Дева». Не случайно П.А. Флоренский пишет: «Только с высоты у целомудренного сознания можно понимать святость брака и его качественное отличие от разврата... и наоборот, только чистый брак, только благодатное брачное сознание позволяет понять значительность девства» [13, с. 249]. В зороастризме сохранение и защита чистоты супружеских отношений считаются одной из важных форм служения богу Ахура-Мазде, в то время как скверность в интимной жизни рассматривается в качестве пути уподобления человека дэву. «От жены требуется целомудрие и послушание мужу. В этом главная добродетель женщины. Жена была полновластной хозяйкой в доме. Женщина рассматривается как необходимая спутница мужчины. Без нее нет в жизни радости, нет полного счастья. Любовь вне брака строго преследуется. Мужчина или женщина, провинившиеся в этом, получают 800 ударов бичом» [10, с. 61]. Настоящая семья создается целомудренными людьми. Отношение к благочестивой женщине в зороастризме глубоко почтительное, ибо она угода Богу-Творцу и спасительна для человеческого рода. Отметим, что в христианстве бесчестье также рассматривается в качестве серьезного греха. «Потеря невинности до законного брака или оскорбление чужой чести одно из самых ужасных нравственных и церковно-канонических преступлений, которые по своим субъективно-психологическим последствиям можно сравнить с изгнанием человека из первозданного рая» [3, с. 143]. Отношение к скверной женщине в Иране и в древности, и в современное время крайне негативное. Разумеется, в странах, где был опыт христианского развития, уже нет смертной казни за супружескую измену, а вот в странах Востока, в том числе в Иране, за разврат Уголовный кодекс предполагает лапидацию (побивание камнями). В данном случае уместно согласиться с У.А. Азизовым, считающим, что «признание деяния наказуемым происходило преимущественно на уровне миропонимания, сознания, психологии народов древних обществ» [2, с. 47]. Мировоззрение в обсуждаемой формации было таковым, что вне семьи общество не видело возможностей для выживания и развития, поэтому всякие действия против нее считались тяжкими преступлениями. По мере становления государства формировались механизмы поддержки семьи, зафиксированной в правовой практике общества Древнего Ирана. «Многодетным семьям из государственной казны выплачивалось пособие, а женщине, родившей двойню или тройню, предоставлялись определенные льготы, и она награждалась верблюдом» [11, с. 13]. Нельзя сказать, что в более древние времена общество не заботилось о семьях, например. В городах Шумера значительная часть законов касалась семейного права, однако в зороастризме внимание семьи на государственном уровне сохранилось и усилилось.

Для Цитирования:
Андрущенко Игорь Валентинович, Панищев Алексей Леонидович, Институт семьи и категория целомудрия в культуре зороастризма. Вопросы культурологии. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: