По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ: организационно-правовые проблемы развития

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проводится анализ сущности и функционального значения института профессионально-общественной аккредитации образовательных программ как элемента общественного участия в системе публичного администрирования образовательной деятельности. Делается вывод о необходимости определения правового статуса аккредитующих организаций, а также постепенного повышения значения профессионально-общественной аккредитации в механизме государственного контроля (надзора) в сфере образования в рамках достижения общих целей административной реформы.

Литература:

1. Артемова И.В. Профессионально-общественная аккредитация в образовании // Советник в сфере образования. 2016. № 5. С. 6–10.

2. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. — М.: МАКС Пресс, 2009. С. 119

3. Борьщевский Г.А. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в сфере государственного и муниципального управления // Право и образование. 2017. № 8. С. 94

4. Ганн Е.А., Беликова Е.В., Алпатов А.А. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: юридические рамки и социально-экономические перспективы становления // Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С.67.

5. Измайлова М.А. Проблемы независимой оценки качества образования // Вестник Финансового университета. 2015. № 1. С. 105

6. Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. 2013. № 2. С. 5–19.

7. Кочерга С.А. Общественная аккредитация образовательных учреждений в сфере высшего профессионального образования как форма общественного контроля: состояние и перспективы // Право и образование. 2013. № 1. С. 27–28.

8. Куликова Т.Б. Правовая модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12 (85) декабрь. С. 17–26.

9. Курдюмов А.Б. Управление негосударственным вузом в условиях смешанной модели образования. Автореф. …дисс. канд. экон. наук. М, 2010. С. 9–10.

10. Матвеева Т.В., Машкова Н.В., Ткачева О.Н., Сафина О.Г. Проблемы профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и перспективы ее внедрения // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 144

11. Николаева Н.А. Эффективные организационные подходы к проведению профессионально-общественной аккредитации в образовании // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2000. № 2 (32). С. 130–135.

12. Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российского права. 2012.№ 6. С. 18–28.

13. Ростовская А.А. Критерии оценки эффективности и результативности системы оказания социальных услуг молодежи государственными учреждениями // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2015. № 1. С. 79–86.

14. Смирнова Е.А., Коробейникова Т.С., Макарова Я.А. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: социологический анализ// Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 113

15. Строев В.В., Куликова Т.Б., Демашова Ю.А. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в институте профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30). С. 151–156.

16. Чеха В.В. Качество образования и финансирование образовательных организаций: правовые проблемы // https://www.semanticscholar.org/paper (дата обращения 17.04.2025 г.).

17. Чеха В.В. Негосударственные формы аккредитации и финансирование образовательных организаций: правовые вопросы // Наука и Школа. 2015. № 4. С. 14, 18.

В условиях формирования гражданского общества и развития демократизма в управлении государством актуальной повесткой дня является решение вопроса о признании общественного (гражданского) контроля как полноценной сферы управленческой деятельности государства1. В этом контексте общественный контроль становится органичной частью государственного контроля, что полностью отвечает принципу государственно-общественного характера управления образованием в России.

При этом совершенствование механизма управления образованием связывается с повышением в нем общественной составляющей и распределением функциональных полномочий между государством и обществом2 . Общественная модель управления образованием предполагает высокий уровень доверия на всех ступенях управления, который обеспечивается наличием развитого гражданского общества, способного нести значительную долю ответственности за состояние и развитие образовательной отрасли3 .

Как известно, помимо обязательной государственной аккредитации образовательной деятельности, организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ (ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Данный институт пока не нашел должного применения на практике. Отсутствие необходимости проводить такой вид аккредитации в обязательном порядке влечет за собой отсутствие подзаконных нормативных актов, разъяснений и методических рекомендаций. Кроме того, правом разработки порядка проведения профессиональнообщественной аккредитации образовательных программ наделены субъекты, проводящие такую аккредитацию.

Негосударственные формы аккредитации способствуют обеспечению эффективного взаимодействия сферы образования и реальных секторов экономики, позволяют встраивать образовательный процесс в механизм подготовки кадров для конкретных работодателей4 . В литературе отмечается известная степень специфичности института профессионально-общественной аккредитации, обозначение его в качестве частного независимого института в области образования, повышающего уровень и эффективность взаимодействия образовательного и профессиональных сообществ5 . Объединения работодателей заинтересованы в функционировании механизма профессионально-общественной аккредитации. Профессионально-общественная аккредитация в большей степени ориентирована на запросы работодателей и потому оказывается наиболее тесно связанной с рынком труда6 . Контроль за степенью сформированности профессиональных компетенций выпускников со стороны работодателей способен значительно улучшить качество подготовки и предоставить необходимого рынку труда специалиста7 Экспертная оценка качества образовательных программ в процессе аккредитации, будет способствовать не только решению текущих задач экономического развития, но и заложит основы для формирования высокотехнологичной экономики8 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ: организационно-правовые проблемы развития. Юрист ВУЗа. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: