По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.77.043:342.9

Институт лицензирования как объект правового регулирования нормами гражданского и административного законодательства

В.С. Болотин канд. юрид. наук, доцент кафедры административного и уголовного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления — филиал, г. Орел
М.Г. Савилов канд. экон. наук, доцент кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин, Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России им. Лукьянова

В статье рассмотрена имманентность правовой природе норм, устанавливающих правовые и организационные основы лицензионно-разрешительного производства. Акцентируется соотношение норм гражданского и административного законодательства применительно к лицензированию, которое в науке гражданского и административного права продолжает оставаться дискуссионным. Проведен сравнительный анализ регламентации лицензионных правоотношений, возникающих в сфере предпринимательской и экономической и иных видов деятельности, требующих специального разрешения.

Литература:

1. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. — 9-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014.

2. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009.

3. Административно-процессуальное право: Курс лекций. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.

4. Алексеев А.А. Общая теория права: учебн. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

5. Гражданское право России: Общая часть: учебник для бакалавров под общ. ред. А.Я. Рыженкова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2014.

6. Гражданское право: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.А. Внукова. — Орел: Издательство ОРАГС, 2011.

7. Демин А.А. Проблемы методов правового регулирования / В сб. статей: Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. — М.: Юристъ, 2004.

8. Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов. — 16-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014.

9. Корниенко О.В. Компетенция подразделений полиции, осуществляющих лицензирование частной детективной и охранной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2011.

10. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011.

12. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=CMB;n=18186.

13. Соболь О.С. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004.

В теории права правовое регулирование понимается как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права) и как форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права1 . Объектом правового регулирования являются общественные отношения, а их предметом является совокупность качественно однородных отношений, выступающих объектом правового регулирования2 .

Определяя обязанностью государства признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина Конституции России (ст. 1), являющихся непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечение правосудия (ст. 18), закрепляет в качестве одних из них право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Данное право не является абсолютным. Как неоднократно разъяснялось Конституционным судом РФ, федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным ч. 3 ст. 55 и ч. 2 ст. 74 Конституции РФ3 .

Исходя из этого ст. 49 Гражданского кодекса РФ установлен разрешительный порядок для отдельных видов деятельности, а также нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых законом, требуется специальные разрешения (лицензии).

Виды деятельности, требующей лицензирования, определяются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым закрепляются основные принципы осуществления лицензирования, виды лицензируемой предпринимательской деятельности и полномочия лицензирующих органов.

Для Цитирования:
В.С. Болотин, М.Г. Савилов, Институт лицензирования как объект правового регулирования нормами гражданского и административного законодательства. Юрисконсульт в строительстве. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: