Юность — серьёзный период в жизни молодого человека, когда фактически решается его судьба. Наиболее сложный момент — выбор профессии, который сопряжён с моральным и мировоззренческим самоопределением, как об этом говорит И.С. Кон [1]. Удивительно, но психология, досконально изучив предыдущие возрасты, даёт серьёзные сбои в характеристике юности. Давние уже издания указанного автора являются едва ли не единственным источником информации по рассматриваемому возрасту.
Обычно свойства переходного возраста приписывают отрочеству, тогда как в действительности данную характеристику следует отнести к юности, которую мы рассматриваем в качестве инновационного периода перехода от детства к взрослости (см. рис.) [4].
В свете данных представлений меняется понимание процессов, происходящих в юношеском возрасте, хотя по-прежнему остаётся актуальным самоопределение, но в иной интерпретации, отличной от классики [1]. А события разворачиваются задолго до юности.
На схеме изображены четыре состояния человека, соответствующие данным отечественной психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Соответственно, индивид, как этому учит Б.Г. Ананьев, является носителем врождённых и приобретённых свойств — возрастно-половых и индивидуально-типических. Круг индивида очерчивается на оси физического времени, тождественного эволюции. Последующие же события разворачиваются в другие хроносы — исторического и психологического времени. Основой всего является воля, которая поначалу заключается в материальную оболочку зиготы, чтобы в последующем раскрыться во врождённом и приобретённом.
Обычно в расчёт не принимается, что в триместрах беременности закладывается психика, которая в первые девять месяцев после зарождения проходит три стадии становления психического — сенсорика, перцепция и интеллект с признаками раздражимости, чувствительности и избирательности. Прижизненное же созревание психики связано с первоначальным формированием сознания, которое воспроизводит достижения врождённого в инстинктах, рефлексах и языке. Интеграция последних происходит в речи, которая на рубеже трёхлетнего возраста вызывает знаменитое «я сам».