Обеспечение работоспособности работающего оборудования и сохранения необходимой точности выполнения операций в течение его жизненного цикла требует значительных средств и квалифицированного персонала. Несомненно, что использование современных методов обслуживания и ремонта станков позволяет получить существенный экономический эффект за счет обеспечения необходимых параметров точности и производительности. Вместе с тем следует отметить, что при внедрении на предприятиях новых технологий ремонта станков нередки случаи, когда обслуживающий персонал всячески противится новациям. В случае использования традиционных подходов, соответствующих середине ХХ века [1], объем ремонтных работ весьма значителен, а для его выполнения требуется большое количество слесарей-ремонтников и электронщиков. В соответствии с системой планово-предупредительного ремонта (ППР) станков, который был разработан в ООО «Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков» (ЭНИМС) в 1950-е гг., для определения состояния и дефектации деталей станков при капитальном ремонте требуется полная разборка станков на узлы, с последующей разборкой узлов на детали с целью идентификации их состояния. На основе материалов ЭНИМСа [1] различные отрасли машиностроения разработали свои отраслевые материалы, где в основе дефектации лежит все та же разборка. Так, например, для определения состояния подшипников, их следует демонтировать, что в подавляющем большинстве случаев осуществляется ударным методом, что приводит к появлению задиров как в самом подшипнике, так и в сопрягаемых деталях. Поэтому нередки случаи, когда узел работает, а при разборке оказывается, что часть подшипников разрушена. Но ведь это разрушение произошло при их демонтаже – до этого узел работал. Однако в настоящее время на передовых предприятиях уже применяются методы обслуживания станков по фактическому состоянию или идентификации деталей без их разборки на основе вибродиагностических испытаний. Их использование позволяет одновременно и снизить стоимость ремонтных работ, и повысить их качество, так как проверяется не только состояние деталей станка, но и качество сборки (были ли перекосы подшипников или шестерен при сборке), есть ли излишнее биение шпинделей и валов, выставлены ли винты шарико-винтовой пары (ШВП) относительно направляющих и т. д.