По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001.4:62

Инновационный метод управления жизненным циклом станка

Савинов Ю. И. канд. техн. наук, начальник отделения, ФГУП «НПО „Техномаш”», Москва
Вилков Д. М. генеральный директор, ООО «ВДК», Москва

В статье рассмотрены вопросы технического обслуживания станков на основе методов безразборной вибрационной диагностики. Описана методика проведения работ, приведены примеры выполнения диагностики состояния деталей станков модели Masturn 550. Разработана детальная схема состояния деталей станка, где показаны изношенные детали. Опытным путем установлено, что реальный объем необходимых работ составляет не более 20 % от предусмотренных стандартной системой планово-предупредительного ремонта.

Литература:

1. Клягин В. И., Сабиров Ф. С. Типовая система технического обслуживания и ремонта металлорежущего и деревообрабатывающего оборудования. – М.: Машиностроение, 1988. – 672 с.

2. Савинов Ю. И. Определение параметров механических систем станков // Станки и инструмент. – 2010. – № 10. – С. 8–10.

3. Барков А. В., Баркова Н. А., Азовцев А. Ю. Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации. – СПб.: Изд. Центр СПб ГМТУ, 2000. – 159 с.

4. Савинов Ю. И. Обслуживание станков по фактическому состоянию // РИТМ. – 2011. – № 4. – С. 130–133.

5. Патент РФ № 2399033 МПК G01M 13/00.

6. Диметберг Ф. М. и др. Вибрации в технике: справочник. Том 3. – М.: Машиностроение, 1980. – 544 с.

Обеспечение работоспособности работающего оборудования и сохранения необходимой точности выполнения операций в течение его жизненного цикла требует значительных средств и квалифицированного персонала. Несомненно, что использование современных методов обслуживания и ремонта станков позволяет получить существенный экономический эффект за счет обеспечения необходимых параметров точности и производительности. Вместе с тем следует отметить, что при внедрении на предприятиях новых технологий ремонта станков нередки случаи, когда обслуживающий персонал всячески противится новациям. В случае использования традиционных подходов, соответствующих середине ХХ века [1], объем ремонтных работ весьма значителен, а для его выполнения требуется большое количество слесарей-ремонтников и электронщиков. В соответствии с системой планово-предупредительного ремонта (ППР) станков, который был разработан в ООО «Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков» (ЭНИМС) в 1950-е гг., для определения состояния и дефектации деталей станков при капитальном ремонте требуется полная разборка станков на узлы, с последующей разборкой узлов на детали с целью идентификации их состояния. На основе материалов ЭНИМСа [1] различные отрасли машиностроения разработали свои отраслевые материалы, где в основе дефектации лежит все та же разборка. Так, например, для определения состояния подшипников, их следует демонтировать, что в подавляющем большинстве случаев осуществляется ударным методом, что приводит к появлению задиров как в самом подшипнике, так и в сопрягаемых деталях. Поэтому нередки случаи, когда узел работает, а при разборке оказывается, что часть подшипников разрушена. Но ведь это разрушение произошло при их демонтаже – до этого узел работал. Однако в настоящее время на передовых предприятиях уже применяются методы обслуживания станков по фактическому состоянию или идентификации деталей без их разборки на основе вибродиагностических испытаний. Их использование позволяет одновременно и снизить стоимость ремонтных работ, и повысить их качество, так как проверяется не только состояние деталей станка, но и качество сборки (были ли перекосы подшипников или шестерен при сборке), есть ли излишнее биение шпинделей и валов, выставлены ли винты шарико-винтовой пары (ШВП) относительно направляющих и т. д.

Для Цитирования:
Савинов Ю. И., Вилков Д. М., Инновационный метод управления жизненным циклом станка. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала