По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2:613.9

Инновационный кластер по формированию здорового образа жизни среди учащихся всех ступеней образования

Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Москве в Зеленоградском административномокруге Москвы, е-mail: zelenogr@77.rospotrebnadzor.ru
Савичева Наталья Михайловна канд. мед. наук, доцент кафедры медицины труда, гигиены и профпатологии Института последипломного профессионального образования, ФГБУ «Государственный научный центр Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства России, e-mail: da-da-da@inbox.ru
Федорович Александр Владимирович канд. культурологии, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, e-mail: ale9521@yandex.ru

В работе представлены вопросы практической реализации государственных стратегических задач по формированию мотивации быть здоровым. Показана схема междисциплинарного сотрудничества разнопрофильных специалистов, поскольку формирование ЗОЖ – это межведомственное, межсекторальное взаимодействие практически всех отраслей экономики.

Литература:

1. Денисов Л.А., Мерзликин Л.А., Савичева Н.М. Практическая реализация программы профилактики заболеваний в учебных заведениях г. Зеленограда // Санитарный врач. – 2014. – № 7. – С. 59–63.

2. Конституция РФ. – М., 1993.

3. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохоанение: медико-социологический анализ. – М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 358 с.

4. Москаленко В.Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 240 с.

5. Московская декларация. Первая глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (Москва, 28–29 апреля 2011 г.).

6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг., утверждена Указом Президента Российской Федерации 01.06.2012 № 761.

7. Порядок оказания педиатрической помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н.

8. Постановление Правительства Российской Федерации № 314 от 18 мая 2009 г. «О финансовом обеспечении в 2009 г. за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

11. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

12. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

13. Целевая программа «Здоровье».

В условиях реформирования здравоохранения и системы образования одной из актуальных проблем является здоровье подрастающего поколения, решение которой позволит не только сохранить индивидуальное и общественное здоровье, но и осуществить государственные планы по развитию страны и общества, т.к. здоровье подрастающего поколения – это трудовой, оборонный, репродуктивный, интеллектуальный потенциал страны [3].

Парадоксальным и неприемлемым с гуманитарной точки зрения выглядит то обстоятельство, что в общеобразовательную (общекультурную) подготовку современных молодых людей включены обширные разделы точных и гуманитарных наук (по которым государство осуществляет тщательный контроль знаний), в то время как получатели аттестата зрелости так и не овладевают элементарной терминологией и информацией, описывающей ситуации в сфере здоровья на индивидуальном или популяционном уровне. Молодые люди остаются при таком качестве образования в «пещерном» неведении относительно современной системы гражданских прав и государственных гарантий в сфере охраны здоровья, состояния и функций развивающейся системы медицинской помощи. В итоге современная молодежь России достаточно легко справляется с компьютерной техникой и тонкостями отдельных наук, но не достигает желаемого уровня ценностного отношения к собственному и общественному здоровью [4].

Образ жизни и здоровье – проблема, далеко вышедшая за пределы интересов здравоохранения. Формировать понятие ценностей здоровья и нормздорового образа жизни нужно с участием специалистов разных дисциплин – социологов, философов, психологов, педагогов, журналистов, артистов, медиков и т.д. И делать это нужно в разных сферах и на разных этапах жизни человека – в семье, на всех ступенях образования, в профессиональной среде, при организации досуга и т.д. Принципиально важно, чтобы человек осознавал свою личную ответственность за собственное здоровье, чтобы он имел желание и возможность выбора той или иной стратегии его улучшения.

Чем раньше ребенок узнает о составляющих здорового образа жизни, тем легче сформируется стиль поведения, направленный на сохранение здоровья. Чем раньше и полнее участники образовательного процесса (родители, учителя, психологи и др.) обратят внимание ребенка на каноны здорового образажизни (ЗОЖ), тем больший вклад они внесут в процесс воспитания санитарной культуры подрастающего человека.

Для Цитирования:
Денисов Леонид Анатольевич, Савичева Наталья Михайловна, Федорович Александр Владимирович, Инновационный кластер по формированию здорового образа жизни среди учащихся всех ступеней образования. Санитарный врач. 2015;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: