В условиях реформирования здравоохранения и системы образования одной из актуальных проблем является здоровье подрастающего поколения, решение которой позволит не только сохранить индивидуальное и общественное здоровье, но и осуществить государственные планы по развитию страны и общества, т.к. здоровье подрастающего поколения – это трудовой, оборонный, репродуктивный, интеллектуальный потенциал страны [3].
Парадоксальным и неприемлемым с гуманитарной точки зрения выглядит то обстоятельство, что в общеобразовательную (общекультурную) подготовку современных молодых людей включены обширные разделы точных и гуманитарных наук (по которым государство осуществляет тщательный контроль знаний), в то время как получатели аттестата зрелости так и не овладевают элементарной терминологией и информацией, описывающей ситуации в сфере здоровья на индивидуальном или популяционном уровне. Молодые люди остаются при таком качестве образования в «пещерном» неведении относительно современной системы гражданских прав и государственных гарантий в сфере охраны здоровья, состояния и функций развивающейся системы медицинской помощи. В итоге современная молодежь России достаточно легко справляется с компьютерной техникой и тонкостями отдельных наук, но не достигает желаемого уровня ценностного отношения к собственному и общественному здоровью [4].
Образ жизни и здоровье – проблема, далеко вышедшая за пределы интересов здравоохранения. Формировать понятие ценностей здоровья и нормздорового образа жизни нужно с участием специалистов разных дисциплин – социологов, философов, психологов, педагогов, журналистов, артистов, медиков и т.д. И делать это нужно в разных сферах и на разных этапах жизни человека – в семье, на всех ступенях образования, в профессиональной среде, при организации досуга и т.д. Принципиально важно, чтобы человек осознавал свою личную ответственность за собственное здоровье, чтобы он имел желание и возможность выбора той или иной стратегии его улучшения.
Чем раньше ребенок узнает о составляющих здорового образа жизни, тем легче сформируется стиль поведения, направленный на сохранение здоровья. Чем раньше и полнее участники образовательного процесса (родители, учителя, психологи и др.) обратят внимание ребенка на каноны здорового образажизни (ЗОЖ), тем больший вклад они внесут в процесс воспитания санитарной культуры подрастающего человека.