По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068

Инновационные возможности в технической эксплуатации машинно-тракторного парка

А.В. Дунаев канд. техн. наук, ст. науч. сотр., ФНАЦ ВИМ вед. н. с. лаборатории № 13.1, E-mail: dunaev135@mail.ru

Изложены методы безразборного повышения ресурса узлов трения сельскохозяйственной техники при ее техническом обслуживании введением в масла серпентиновых, наноуглеродных триботехнических составов, а также электрических зарядов через масломерный щуп двигателей. Приведен также метод повышения экономичности автотракторных двигателей использованием активаторов моторных топлив Тамбовского ГТУ, вводимых в топливную систему двигателей перед топливным насосом высокого давления.

Литература:

1. Дунаев А. В. Нетрадиционная триботехника. Модификация поверхностей трения // Lamdert Academic Publishing, 2013. — 270 с.

2. Воронин С. В., Дунаев А. В. Влияние электрического и магнитного поля на механизм действия присадок к маслам // Трение и износ. — Гомель, 2015. — Т. 36, № 1. — С. 643–649.

3. Любимов Д. Н., Долгополов К. Н., Вершинин Н. К., Дунаев А. В. Антифрикционный эффект поляризации масел — инновационный фактор модернизации машин // Труды ГОСНИТИ. — М., 2014. — Т. 116. — С. 40–44.

4. Воробьев Ю. В., Дунаев А. В. Повышение теплотворной способности моторных топлив // Тракторы и сельхозмашины. — 2016. — № 8. — С. 48–50.

5. Костомахин М. Н. Нормирование показателей надежности машин / М. Н. Костомахин // Сельский механизатор. — М.: НИВА, 2012. — № 1. — С. 6–8.

6. Костомахин М. Н. Влияние эксплуатационной надежности тракторов и зерноуборочных комбайнов на эффективность их использования / М. Н. Костомахин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка РАСХН. — М., 2008. — 155 с.

7. Костомахин М. Н. Гармонизация государственных стандартов по техническому сервису на основе системы технического регулирования / Костомахин М. Н., Шенкевич В. А., Тенникова Т. Н. // Сельский механизатор. — М.: НИВА, 2013. — № 10. — С. 16–17.

8. Совин К. Г. Рекомендации по применению измерительной техники при дефектации деталей двигателя внутреннего сгорания / К. Г. Совин, А. А. Соломашкин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт.— 2016.— № 11. — С. 33–38.

Парк отечественных тракторов, комбайнов значительно израсходовал эксплуатационный ресурс, имеет пониженную наработку на отказ, частые ремонты и высокие затраты на эксплуатацию: до 50 млрд руб. в год. Инженерная служба с.-х. предприятий за годы перестройки значительно ослабла, большая часть работ по обслуживанию отечественных машин проводится силами самих владельцев техники, что обусловливает низкое их качество и частые отказы. В связи с этим требуются адаптированные методы и средства повышения надежности и ресурса машин, что коснется и импортной техники.

Эффективным методом в повышении ресурса узлов трения машин и оборудования является образование в них апробированных за 25-летие антифрикционных покрытий безразборными триботехническими методами [1, 6]. Они позволяют в 2–3 раз увеличить межремонтный срок даже изношенных агрегатов, на 5–20 % уменьшить расход топлива, до 30 % — эксплуатационные затраты.

Инновационный «безразборный технический сервис» введением в масла химически активных веществ, суспензий частиц природных и искусственных минералов, создающих антиизносные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, существенно повышает надежность, экономичность и безопасность эксплуатации изношенной техники и рентабелен на 500–1200 % [1].

«Безразборный сервис» отвечает всем периодам жизненного цикла машин и включает приработку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, экспресс-контроль масел по «капельной пробе» при каждом виде ТО, химмотологический тюнинг, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, а главное — восстановление изношенных неаварийных узлов трения ремонтно-восстановительными трибосоставами [1]. Такой сервис в технической эксплуатации МТП АПК должен быть узаконен в соответствующей НТД [7].

Для реализации инновационных приемов обслуживания имеются все предпосылки [1, 5]. Но для регулярного и квалифицированного их использования в НТД на эксплуатацию машин необходимо включать: обкатку приработочными составами; в предремонтной эксплуатации — профилактику мягкими составами; при выработке ресурса — восстановительную трибообработку; после ремонта — обкатку притирочными составами с заменой профилактическими.

Для Цитирования:
А.В. Дунаев, Инновационные возможности в технической эксплуатации машинно-тракторного парка. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: