По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.073.7 DOI:10.33920/str-01-2301-07

Инновационные способы транспортировки нерудных строительных материалов

И. С. Полякова канд. экон. наук, доцент, экономический обозреватель, Московский государственный строительный университет, Е-mail: poliakovais@mgsu.ru
К. А. Зорин Московский государственный строительный университет, Е-mail: zorinkost@gmail.ru

Ни одно строительство невозможно без использования нерудных строительных материалов. При этом проблемы со снабжением строительства нерудными стройматериалами возникают на стадии транспортировки. Более того, каждый вид транспорта имеет свои специфические проблемы. Суть этих проблем рассмотрена в статье. Проанализирована динамика рынка и логистики нерудных строительных материалов. Рассмотрены меры, которые предлагаются специалистами для стабилизации ситуации с перевозкой нерудных материалов.

Литература:

1. Полякова, И.С. Слабое звено // Транспорт России. Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета. 8 сентября 2022г.

2. Полякова, И.С., Чибисова, Е.Ю. Векторы оптимизации. Изменения, происходящие на российском рынке логистических услуг // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 4-1 (69). — С. 816–819.

3. Полякова, И.С., Васильева, Е.Ю. Проблема транспортировки нерудных материалов в строительстве железнодорожным транспортом // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 5 (94). — С. 1170–1173.

4. Особенности перевозки материалов нерудного происхождения [Электронный ресурс]. — URL: https://gotx.ru/napravleniya-deyatelnosti/razrabotkadobycha-perevozka-nerudnykh-materialov (дата обращения: 06.07.2022).

5. Телегин, А.И., Ничипорук, А.О. Обеспечение стандартного качества и эффективности транспортирования и поставки нерудных стройматериалов, добываемых из речных водоемов: монография. — Н. Н.: Изд-во ФГБОУ ВО ВГУВТ, 2015.— 216 с.

6. Повышение стоимости нерудных материалов [Электронный ресурс]. — URL: https://nedra61.ru/stati/ceny-na-scheben-kakimi-oni-dolzhny-byt. (дата обращения: 02.07.2022).

1. Polyakova, I. S. Weak link. Transport of Russia. The All-Russian transport weekly information and analytical newspaper. Thursday, September 8, 2022.

2. Polyakova, I. S., Chibisova, E.Yu. Optimization vectors. Changes happening in the Russian market of logistics services. Economy and an entrepreneurship. 2016. No.4-1 (69). Рp. 816–819.

3. Polyakova, I. S., Vasilyeva, E.Yu. Problema of transportation of nonmetallic materials in construction by railway transport. Economy and business. 2018. No. 5 (94). Pр. 1170–1173.

4. Features of transportation of materials of nonmetallic origin. Available at: https:// gotx.ru/napravleniya-deyatelnosti/razrabotka-dobycha-perevozka-nerudnykhmaterialov (accessed: 06.07.2022).

5. Telegin, A.I., Nichiporuk, A.O. Ensuring standard quality and efficiency of transportation and supply of the nonmetallic building materials extracted from river reservoirs: monograph. N. Novgorod: FGBOU publishing house IN VGUVT, 2015. 216p.

6. Increase in the cost of nonmetallic materials. Available at: https://nedra61.ru/ stati/ceny-na-scheben-kakimi-oni-dolzhny-byt. (accessed: 02.07.2022).

Стабильным элементом грузовой базы транспорта являются нерудные материалы, такие как песок, щебень, гравий. Эти материалы, без которых невозможно любое строительство, дефицитными не являются. Добываются они во многих регионах, главное, чтобы добыча была лицензионной. Но проблемы со снабжением строек этим элементарным на первый взгляд сырьем возникают на стадии транспортировки. Причем каждый вид транспорта, который используется при их перевозке, — а это железнодорожный, автомобильный, речной, — имеет свои специфические проблемы [1, 2]. Суть этих проблем проанализирована авторами.

Динамика рынка нерудных строительных материалов во многом определяется объемами капитального дорожного строительства в РФ. Внутренняя структура рынка нерудных материалов делится на четыре обособленных раздела: «Песок», «Гравий», «Гранитный щебень» и «Известняковый щебень». Причем щебень и гравий формируют более половины объема рынка, на песок в течение последних нескольких лет приходится 37–40 %.

Особенностью рынка нерудных строительных материалов является концентрированность, что связано с достаточно ощутимыми транспортными расходами на перевозку нерудных строительных материалов от продавца покупателю. При транспортировке автомобильным транспортом убыточным становится перемещение товара на расстояния более 60 км. Наиболее предпочтительным для таких перевозок является железнодорожный транспорт. Но и в этом случае транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости товара. Цена на щебень и гравий с учетом транспортных расходов возрастает примерно на 20–30%, а на песок — до 90%. Из-за этого продукция становится неконкурентоспособной, а вывоз в другие субъекты Российской Федерации (за исключением граничащих регионов) экономически невыгоден и для поставщиков, и для покупателей. Поэтому географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей. Особенно это характерно для производства песка, который можно добывать практически в каждом регионе [3, 4].

Для Цитирования:
И. С. Полякова, К. А. Зорин, Инновационные способы транспортировки нерудных строительных материалов. Сметно-договорная работа в строительстве. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: