Стабильным элементом грузовой базы транспорта являются нерудные материалы, такие как песок, щебень, гравий. Эти материалы, без которых невозможно любое строительство, дефицитными не являются. Добываются они во многих регионах, главное, чтобы добыча была лицензионной. Но проблемы со снабжением строек этим элементарным на первый взгляд сырьем возникают на стадии транспортировки. Причем каждый вид транспорта, который используется при их перевозке, — а это железнодорожный, автомобильный, речной, — имеет свои специфические проблемы [1, 2]. Суть этих проблем проанализирована авторами.
Динамика рынка нерудных строительных материалов во многом определяется объемами капитального дорожного строительства в РФ. Внутренняя структура рынка нерудных материалов делится на четыре обособленных раздела: «Песок», «Гравий», «Гранитный щебень» и «Известняковый щебень». Причем щебень и гравий формируют более половины объема рынка, на песок в течение последних нескольких лет приходится 37–40 %.
Особенностью рынка нерудных строительных материалов является концентрированность, что связано с достаточно ощутимыми транспортными расходами на перевозку нерудных строительных материалов от продавца покупателю. При транспортировке автомобильным транспортом убыточным становится перемещение товара на расстояния более 60 км. Наиболее предпочтительным для таких перевозок является железнодорожный транспорт. Но и в этом случае транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости товара. Цена на щебень и гравий с учетом транспортных расходов возрастает примерно на 20–30%, а на песок — до 90%. Из-за этого продукция становится неконкурентоспособной, а вывоз в другие субъекты Российской Федерации (за исключением граничащих регионов) экономически невыгоден и для поставщиков, и для покупателей. Поэтому географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей. Особенно это характерно для производства песка, который можно добывать практически в каждом регионе [3, 4].