В современной России Программа государственных гарантий в сфере здравоохранения Федерации (далее — ПГГ) определяет виды и условия оказания бесплатной медицинской помощи, а также объем госпитализаций в стационар и посещений врачей поликлиники и реализуется во всех регионах.
Буквально с первых лет своего суверенного существования в новой России начались глобальные изменения в организационно-экономическом механизме национального здравоохранения.
В отрасли начался переход от «государственной» модели, реализованной в СССР в 1930х годах и просуществовавшей до 1991 года, к «страховой» модели, требующей принципиально новых, инновационных подходов как к организации оказания медицинской помощи, так и к ее финансированию.
1990е годы в нашей стране были не самым удачным временем для проведения масштабных реформ в социальной сфере, к которой относится и здравоохранение. Процесс перестройки отечественного здравоохранения имел несистемный, декларационный характер с уменьшением общего финансирования отрасли, что не могло не сказаться на уровне здоровья населения России. Так, например, общий коэффициент смертности к 2004 году превысил 16 промилле, что почти в 2 раза выше аналогичного показателя по РСФСР в 1970годы.
Федеральный закон о медицинском страховании, принятый в 1991 году, был «вооружен» объемными характеристиками медицинской помощи только в 1999 году, в рамках постановления Правительства РФ № 1096, утвердившего программу государственных гарантий в сфере здравоохранения и базовую программу обязательного медицинского страхования (далее — ОМС). Одним из ключевых элементов данной программы были нормативы объемов медицинской помощи на 1000 жителей по скорой медицинской помощи (в вызовах), по амбулаторной помощи (в посещениях), по стационарозамещающей помощи (в случаях лечения) и по стационарной помощи (в койко-днях). Всего четыре норматива. При этом три последних показателя были разделены между бюджетными обязательствами (психиатрия, фтизиатрия, венерология, наркология и СПИД) и обязательствами системы ОМС (все остальные клинические ситуации). Таким образом, после восьми лет реформирования системы здравоохранения на федеральном уровне появились нормативы, позволяющие оценивать полноту и достаточность государственных гарантий.