По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 600–699 (ВАК 08.00.05)

Инновационные подходы при формировании XXI программы государственных гарантий в сфере здравоохранения

Пирогов Михаил Васильевич д‑р экон. наук, профессор кафедры, ИТУС ГБОУ «МГОТУ», 141074, Королев, ул. Пионерская, д. 8. E‑mail: pirogov.57@mail.ru

В статье рассмотрены новые, инновационные подходы к финансированию государственных гарантий в сфере здравоохранения, принятые Правительством Российской Федерации в рамках оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи в 2019 году. Автором дан сравнительный анализ и показана трансформация финансовых отношений в сфере здравоохранения современной России начиная с 1993 года по настоящее время. Проведен сравнительный анализ основных источников финансирования базовой программы государственных гарантий, выявлена основная тенденция последнего десятилетия реформирования системы ОМС, направленная на повышения ее финансовой устойчивости, выравнивание лечебного потенциала различных регионов России и прозрачность использования ресурсов здравоохранения.

Литература:

1. Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» (с изменениями).

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 433-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

3. Федеральный закон от 28.11.2018 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”».

4. Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096 «Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

5. Постановление Правительства РФ от 26.11.2004 № 690 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год».

6. Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

References

1. The federal law «About the Size and a Procedure of Payments of a Tariff of an Insurance Premium for Compulsory Health Insurance of the Unemployed Population» of 30.11.2011 № 354-FZ (with changes).

2. Federal law of 28.11.2018 № 433-FZ «About the budget of Federal Compulsory Health Insurance Fund for 2019 and for planning period of 2020 and 2021».

3. Federal law of November 28, 2018 № 437-FZ Russian Federation federal law on introduction of amendment to the federal law «About obligatory medical insurance in the Russian Federation».

4. Resolutions of the Government of the Russian Federation of September 11, 1998 № 1096 «About the approval of the program of the state GUARANTEES of RENDERING to CITIZENS of the Russian Federation free medical care».

5. Resolutions of the Government of the Russian Federation of November 26, 2004 № 690 «About the program state garantiy okazaniya to citizens of the Russian Federation the besplatnoy meditsinsky help for 2005».

6. Resolutions of the Government of the Russian Federation of 10.12.2018 № 1506 «About the Program of the state guarantees of free rendering medical care to citizens for 2019 and for planning period of 2020 and 2021».

В современной России Программа государственных гарантий в сфере здравоохранения Федерации (далее — ПГГ) определяет виды и условия оказания бесплатной медицинской помощи, а также объем госпитализаций в стационар и посещений врачей поликлиники и реализуется во всех регионах.

Буквально с первых лет своего суверенного существования в новой России начались глобальные изменения в организационно-экономическом механизме национального здравоохранения.

В отрасли начался переход от «государственной» модели, реализованной в СССР в 1930­х годах и просуществовавшей до 1991 года, к «страховой» модели, требующей принципиально новых, инновационных подходов как к организации оказания медицинской помощи, так и к ее финансированию.

1990­е годы в нашей стране были не самым удачным временем для проведения масштабных реформ в социальной сфере, к которой относится и здравоохранение. Процесс перестройки отечественного здравоохранения имел несистемный, декларационный характер с уменьшением общего финансирования отрасли, что не могло не сказаться на уровне здоровья населения России. Так, например, общий коэффициент смертности к 2004 году превысил 16 промилле, что почти в 2 раза выше аналогичного показателя по РСФСР в 1970­годы.

Федеральный закон о медицинском страховании, принятый в 1991 году, был «вооружен» объемными характеристиками медицинской помощи только в 1999 году, в рамках постановления Правительства РФ № 1096, утвердившего программу государственных гарантий в сфере здравоохранения и базовую программу обязательного медицинского страхования (далее — ОМС). Одним из ключевых элементов данной программы были нормативы объемов медицинской помощи на 1000 жителей по скорой медицинской помощи (в вызовах), по амбулаторной помощи (в посещениях), по стационарозамещающей помощи (в случаях лечения) и по стационарной помощи (в койко-днях). Всего четыре норматива. При этом три последних показателя были разделены между бюджетными обязательствами (психиатрия, фтизиатрия, венерология, наркология и СПИД) и обязательствами системы ОМС (все остальные клинические ситуации). Таким образом, после восьми лет реформирования системы здравоохранения на федеральном уровне появились нормативы, позволяющие оценивать полноту и достаточность государственных гарантий.

Для Цитирования:
Пирогов Михаил Васильевич, Инновационные подходы при формировании XXI программы государственных гарантий в сфере здравоохранения. Бухучет в здравоохранении. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: