Доминирующим признаком прогрессивно-развивающейся науки является периодический пересмотр определенных, давно устоявшихся теоретических положений, выявление и внесение в теорию инноваций, обусловленных достижениями научно-технического прогресса и практики, а также изменениями нормативно-правовой базы.
Поэтому разработка и внедрение инноваций в теорию и практику — одно из обязательных условий развития науки товароведения.
Товароведение относится к техническим наукам. Признаками любой науки является наличие объектов, принципов и методов, определяющих ее методологию. Один из основополагающих принципов и методов товароведения — систематизация его объектов — товаров, в том числе с помощью их классификации и обобщения в классификационные группы и объекты.
Классификация потребительских товаров была разработана основоположниками товароведения профессорами Московского коммерческого университета Я. Я. Никитинским, И. И. Петровым, Ф. В. Церевитиновым в начале XX века. С небольшими изменениями она используется и в наше время, дополненная новыми группами товаров (пищевые концентраты, продукты детского питания, спортивные товары, бытовой техники и бытовой химии и т. п.) При разработке товароведной классификации, которая отличалась от торговой классификации тем, что в ней четко выделялись научные классификационные признаки, а не удобство размещения товаров в торговом зале. В частности, при классификации продовольственных товаров применялся в основном сырьевой принцип. Исключение составляли вкусовые товары, которые объединялись в однородную группу по назначению.
В период создания товароведной классификации отсутствовала нормативно-правовая база, регламентирующая классификацию товаров.
За прошедшие более чем 100 лет многое изменилось. Практически по всем однородным группам и видам товаров появились стандарты на продукцию.
Во многих из них в специальном разделе «Классификация продукции» определяется частная классификация товаров однородной подгруппы и/или вида.