В настоящее время парк машин и оборудования во многих отраслях значительно изношен, имеет низкую надежность, пониженную работоспособность и требует повышенных затрат на обслуживание и частые ремонты. В то же время с 1930 г. развиваются новые способы повышения ресурса, надежности, работоспособности изношенных машин и оборудования нетрадиционными приемами [1–3, 7–10, 12–17, 18–22]. В их числе — образование антифрикционных покрытий в сопряжениях трения (рис. 1) введением профилактических, ремонтно-восстановительных, приработочных, например минеральных триботехнических, составов.
В последнее время апробированы приемы электрического воздействия на масла, которые повышают адгезию масел на поверхностях трения и тем самым уменьшают трение и изнашивание деталей, работающих в маслах [4, 6, 11].
Цель настоящих исследований — подтвердить эффективность действия ремонтно-восстановительных триботехнических составов и подачи в масла электрических зарядов.
Теория предметов исследований проработана недостаточно. Но на основании исследований в России, Китае, Финляндии, Франции предположено, что высокодисперсные порошки минералов группы серпентина, включающие частицы лизардита, антигорита, хризотила, образуют на поверхностях трения покрытия, как алмазоподобные углеродные пленки [2, 15–17].
Новыми исследованиями в России показано, что действие на масла электрического поля до 1000 В/см [4] или эмиссия в них электрических зарядов с электрода под напряжением 12–100 В [6, 11] повышают нагрузочную способность масляных пленок, уменьшают силу трения и изнашивание сопряжений. При этом предположено, что наэлектризованное масло, проникая в сопряжения трения, отдает им электрический заряд и закрепляется в них с повышенной прочностью.
Для проверки эффективности трибосоставов в наноцентре ГОСНИТИ на трибометре TRB-S-DE швейцарской фирмы SCM Instruments в режиме 13-ступенчатого нагружения до 212 МПа трибопары «палец — диск» в оторном масле М-10Г2К при скорости скольжения 100 см/с проведены испытания 80 минеральных и органических трибосоставов [7]. Они позволили выявить те, которые при нагрузках до 80 МПа снижают коэффициент трения с 0,09–0,10 в чистом масле до 0,0243.