По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068

Инновационные методы повышения ресурса изношенной техники

Дунаев А. В. д-р техн. наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», тел.: 8-916-836-52-95. Е-mail: dunaev135@mail.ru

Изложены инновационные методы повышения ресурса изношенных сопряжений трения машин и оборудования при их техническом обслуживании путем введения в картерные масла минеральных триботехнических составов и электрических зарядов от портативного преобразователя в системе электрооборудования машин.

Литература:

1.Белый И. Ф., Меркулов А. Ф., Белый В. И., Голубев И. Г. Эффективное использование антифрикционных добавок к трансмиссионным и моторным маслам. — М.: ФГНУ «Рос­информагротех», 2011. — 52 с.

2.Васильков Д. В. Анализ поверхностного слоя, формируемого минеральными модификаторами поверхности трения / Д. В. Васильков, И. Ф. Пустовой, Н. И. Пустовой // Труды ГОСНИТИ. — 2011.— Т. 107. — Ч. 2. — С. 11–13.

3.Ващенок А. В., Казарезов В. В., Таловина И. В., Костенко В. В. Серпентины в триботехнике // Минералогия. — 2002. — № 1. — С. 12–17.

4.Воронин С. В., Дунаев А. В. Влияние электрического и магнитного поля на механизм действия присадок к маслам // Трение и износ. — 2015. — Т. 36. — № 1. — С. 41–49.

5.Дроздов Ю. Н. и др. Новая противоизносная и антифрикционная ресурсовосстанавливающая композиция присадок к смазочным материалам // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2004. — № 5. — С. 50–53.

6.Дубинин А. Д. Энергетика трения и износа деталей. — Киев: Машгиз (южное отделение), 1963. — 140 с.

7.Дунаев А. В., Шарифуллин С. Н. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов. — Казань: Казанский университет, 2013. — 272 с.

8.Зуев В. В. Конституция, свойства минералов и строение земли (энергетические аспекты). — С.-Пб.: Наука, 2005. — 400 с.

9.Лавров Ю. Г. Повышение долговечности корабельных ДВС введением неорганических присадок природного происхождения: Дис. … канд. техн. наук. — С.-Пб.: Военно-морская академия, 1997. — 288 с.

10.Лазарев С. Ю. О концептуальных вопросах исследований в области трибологии природных минеральных материалов // Труды ГОСНИТИ. — 2016. — Т. 124. — Ч. 2.— С. 47–52.

11.Любимов Д. Н., Долгополов К. Н., Вершинин Н. К., Дунаев А. В. Применение эффекта поля для снижения фрикционных потерь машин // Тракторы и сельхозмашины. — 2014. — № 10. — С. 40–43.

12.Пузырь А. П. и др. Перспективы использования детонационных наноалмазов с повышенной коллоидной устойчивостью в технических областях // Нанотехника. — 2006. — № 4 (8). — С. 96–95.

13.Пустовой И. Ф. 14-летний опыт Питерской РВС-технологии // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 38–40.

14.Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии, мифы или реальность. — С.-Пб.: СПбГПУ, 2004. — 216 с.

15.Donnet С., Editors A. E. Tribology of Diamond-Like Carbon Films Fundamentals and Applications / University Institute of France and University Jean Monnet Laboratoire Hubert Curien UMR 5513 18 avenue Professeur Benoît Lauras 42000 Saint-Etienne, France. Argonne National Laboratory Energy Systems Division 9700 South Cass Avenue Argonne, IL 60439, USA. 2008, Springer Science + Business Media, L, 664 P.

16.Sung Chul Cha, Ali Erdemir Editors. Coating Technology for Vehicle Applications / Sung Chul Cha Materials Development Center R&D. Ali Erdemir Argonne National Laboratory Energy Systems Division Argonne, IL, USA. Division, Hyundai Motor Group Hwaseong-si, Gyeonggi-do, Korea. Springer International Publishing Switzerland, 2015, — 240 P.

17.Yuansheng J., Shenghua L. Superlubricity of in situ generated protective layer on worn metal surfaces in presence of Mg6Si4O10(OH)8 / Superlubricity. Edited by Ali Erdemir Argonne National Laboratory. Argonne, USA and Jean-Michel Martin Ecole Centrale de Lyon. — Lyon, France: Еlsevier B. V., 2007. — Р. 445–469.

18.Костомахин М. Н. Влияние эксплуатационной надежности тракторов и зерноуборочных комбайнов на эффективность их использования: Дисс. … канд. техн. наук. — М., 2008. — 150 с.

19.Костомахин М. Н. Контроль параметров надежности сельскохозяйственной техники с использованием систем GPS/ГЛОНАСС / М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов, Л. И. Ковалёв, И. Л. Ковалёв // Труды ГОСНИТИ. — 2015. — Т. 118. — С. 26-30.

20.Костомахин М. Н. Гармонизация государственных стандартов по техническому сервису на основе системы технического регулирования / М. Н. Костомахин, В. А. Шенкевич, Т. Н. Тенникова // Сельский механизатор. — 2013. — № 10. — С. 16–17.

21.Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2012. — № 7. — С. 34–39.

22.Костомахин М. Н. Мониторинг состояния сельскохозяйственной техники с использованием систем спутниковой навигации / М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Агротехника и энергообеспечение. — 2014. — № 1 (1). — С. 261–265.

В настоящее время парк машин и оборудования во многих отраслях значительно изношен, имеет низкую надежность, пониженную работоспособность и требует повышенных затрат на обслуживание и частые ремонты. В то же время с 1930 г. развиваются новые способы повышения ресурса, надежности, работоспособности изношенных машин и оборудования нетрадиционными приемами [1–3, 7–10, 12–17, 18–22]. В их числе — образование антифрикционных покрытий в сопряжениях трения (рис. 1) введением профилактических, ремонтно-восстановительных, приработочных, например минеральных триботехнических, составов.

В последнее время апробированы приемы электрического воздействия на масла, которые повышают адгезию масел на поверхностях трения и тем самым уменьшают трение и изнашивание деталей, работающих в маслах [4, 6, 11].

Цель настоящих исследований — подтвердить эффективность действия ремонтно-восстановительных триботехнических составов и подачи в масла электрических зарядов.

Теория предметов исследований проработана недостаточно. Но на основании исследований в России, Китае, Финляндии, Франции предположено, что высокодисперсные порошки минералов группы серпентина, включающие частицы лизардита, антигорита, хризотила, образуют на поверхностях трения покрытия, как алмазоподобные углеродные пленки [2, 15–17].

Новыми исследованиями в России показано, что действие на масла электрического поля до 1000 В/см [4] или эмиссия в них электрических зарядов с электрода под напряжением 12–100 В [6, 11] повышают нагрузочную способность масляных пленок, уменьшают силу трения и изнашивание сопряжений. При этом предположено, что наэлектризованное масло, проникая в сопряжения трения, отдает им электрический заряд и закрепляется в них с повышенной прочностью.

Для проверки эффективности трибосоставов в наноцентре ГОСНИТИ на трибометре TRB-S-DE швейцарской фирмы SCM Instruments в режиме 13-ступенчатого нагружения до 212 МПа трибопары «палец — диск» в оторном масле М-10Г2К при скорости скольжения 100 см/с проведены испытания 80 минеральных и органических трибосоставов [7]. Они позволили выявить те, которые при нагрузках до 80 МПа снижают коэффициент трения с 0,09–0,10 в чистом масле до 0,0243.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Инновационные методы повышения ресурса изношенной техники. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: