В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является слаборазвитой отраслью в области инновационных процессов, и находится не в полном соответствии с учетом уровня эксплуатационной надежности, что особенно актуально в зимний период. Рассматривая ЖКХ с социальной точки зрения стоит отметить, что оно удовлетворяет физиологические потребности человека, а эффективность внедрения инноваций существенно позволит снизить уровень финансовых затрат, а также появится возможность применения новых технологий для осуществления деятельности в данной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство является огромной и ведущей частью городского хозяйства, представляющая собой сложный комплекс различных подотраслей, которые тесно связаны между собой и объединены единой целью, а именно удовлетворением населения в оказании коммунальных и жилищных услуг, обеспечением предприятий в отраслях народного хозяйства газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением и т.п. Согласно статистике Минстроя России, масштаб ЖКХ можно охарактеризовать такими параметрами, как:
• годовой оборот около 5 трлн руб., то есть почти 6% ВВП РФ;
• жилой фонд составляет 3,7 млрд кв. м;
• количество многоквартирных домов около 2,4 млн;
• в сфере жилищно-коммунального хозяйства рабочими местами обеспечены более 2 млн человек;
• количество предприятий ЖКХ составляет более 52 тысяч;
• протяженность коммунальных сетей более 900 тысяч километров.
На основании этого в области управления предприятиями ЖКХ целесообразно внедрение современных методов управления, в том числе и управление качеством. Для повышения качества предоставляемых услуг ЖКХ необходимо повсеместно проводить внедрение нового оборудования, материалов и технологий, связанных с улучшением эффективности управления жилищным фондом на основе инноваций, а также привлечение инвесторов [3, с. 305].
В настоящее время факт необходимости модернизации сферы ЖКХ является очевидным, о чем свидетельствуют следующие наблюдения.