По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.352

Инновации — мифы и реальность

Жданкин Н. А. д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ», Адрес: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 15/1, оф. 3., E-mail: regul-consult@mail.ru

В России взят курс на инновационную экономику, который предполагает широкое внедрение инноваций в различных сферах деятельности и в первую очередь — в промышленности. Однако часто инновации понимают довольно узко, рассматривая инновационный процесс преимущественно через призму внедрения на производстве новых технологий и технических решений. Автор статьи описывает существующие виды инноваций, развенчивает распространенные мифы об инновациях, дает рекомендации по организации инновационного процесса на предприятии.

Какие инновации важнее для компании? Как правильно руководителю — генеральному директору, в частности, расставить приоритеты? С чего следует начинать?

Самое важное заключается в том, чтобы понять, что инновации — это не только и не столько принципиально новые технологические и продуктовые нововведения, резко повышающие производительность труда и делающие большие шаги вперед, это не только и не столько Кремниевая долина, Сколково или другие инкубаторы, в которых рождаются и взращиваются новые идеи. Инновации — это то, что находится в голове менеджера-лидера, это, прежде всего, решение текущих проблем компании, рост ее эффективности, то, как лидер видит путь развития своей компании, включая и все мелкие процессы шлифовки системы управления.

На современном этапе в России взят курс на инновационную экономику, который предполагает широкое внедрение технологических и продуктовых инноваций. Конечно, предлагаемый путь инновационного развития России внешне очень эффектен. Однако в условиях неэффективного производства и малоэффективного менеджмента, в условиях повсеместной коррупции и массовых «откатов», характерных для нашей страны, делать однозначный упор на технологические и продуктовые инновации, считая, что они вытянут нас из болота, преждевременно и не оправданно. Это значит при низком коэффициенте полезного действия (КПД) растратить впустую львиную долю ресурсов (которые почти все уйдут на «откаты» чиновникам) и только собрать «сливки», обрекая большую часть хороших идей на отбраковку. Такая модернизация будет скорее виртуальной, существующей только на бумаге и в воображении чиновников.

В этих условиях заниматься разработкой и внедрением таких инноваций бессмысленно. Именно поэтому создание инновационного прорыва необходимо начать с внедрения инновации № 1 — модернизации системы управления. На данном этапе управленческие инновации для нас самые главные! Сейчас надо четко расставить приоритеты. Хотим мы того или нет, без эффективных систем управления, без грамотных стандартов в этом процессе нам не обойтись. Эти стандарты будут одновременно и мощным средством противодействия коррупции, которая является тормозом развития.

Для Цитирования:
Жданкин Н. А., Инновации — мифы и реальность. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала