По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.352

Инновации — мифы и реальность

Жданкин Н. А. д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ» Юридический адрес: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 15/1, оф. 3, Электронный адрес: regul-consult@mail.ru

В России взят курс на инновационную экономику, который предполагает широкое внедрение инноваций в различных сферах деятельности, и в первую очередь — в промышленности. Однако часто инновации понимают довольно узко, рассматривая инновационный процесс преимущественно через призму внедрения на производстве новых технологий и технических решений. Автор статьи описывает существующие виды инноваций, развенчивает распространенные мифы об инновациях, дает рекомендации по организации инновационного процесса на предприятии.

На данный момент в мире не существует единого представления о том, что же такое инновация. Для каждой компании понятие инновации уникально. Для маленькой торговой компании, владеющей небольшой торговой точкой, понятие инновации будет включать, к примеру, широкий выбор товаров, эффективную выкладку товара на прилавках (мерчендайзинг), оптимизацию затрат, классное обслуживание покупателей, действенную рекламу и т. п. А для такого крупнейшего мирового монстра, как компания Sony, понятие инновации — это новейшие технологии и новейшие виды товаров, созданные на базе этих технологий. Но и в первом, и во втором случае все равно это инновации, инновации для каждой отдельно взятой компании. Именно поэтому задача руководителя — сделать так, чтобы сотрудники понимали, что означает инновация для их компании и как они смогут способствовать максимизации инноваций.

Основные задачи инновационной деятельности организации сводятся к следующему.

1. Планирование инновационной деятельности. Существует мнение, что поскольку инновационная деятельность связана с творчеством, планировать ее невозможно. В действительности инновационный процесс вполне структурирован, и его можно и нужно планировать.

Планирование начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации организации на инновации. Затем необходимо определить стратегические направления инновационной деятельности и поставить цели в каждом из них.

Затем определяется оптимальная для каждого направления инновационная стратегия развития предприятия. И на основе стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий менеджеров и сотрудников.

2. Организация инновационной деятельности. Эта задача заключается в формировании процессов и структур, поддерживающих инновации. Это могут быть отделы, управления или департаменты инноваций, которые должны работать в созданной организационной структуре, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для создания и реализации инноваций. Все бизнес-процессы, касающиеся инновационной деятельности, должны быть четко прописаны и действовать наравне с основными бизнес-процессами, относящимися к основному производству. Любая дискриминация этих структур или работа для проформы будут негативно сказываться на эффективности инновационной деятельности.

Для Цитирования:
Жданкин Н. А., Инновации — мифы и реальность. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: