На данный момент в мире не существует единого представления о том, что же такое инновация. Для каждой компании понятие инновации уникально. Для маленькой торговой компании, владеющей небольшой торговой точкой, понятие инновации будет включать, к примеру, широкий выбор товаров, эффективную выкладку товара на прилавках (мерчендайзинг), оптимизацию затрат, классное обслуживание покупателей, действенную рекламу и т. п. А для такого крупнейшего мирового монстра, как компания Sony, понятие инновации — это новейшие технологии и новейшие виды товаров, созданные на базе этих технологий. Но и в первом, и во втором случае все равно это инновации, инновации для каждой отдельно взятой компании. Именно поэтому задача руководителя — сделать так, чтобы сотрудники понимали, что означает инновация для их компании и как они смогут способствовать максимизации инноваций.
Основные задачи инновационной деятельности организации сводятся к следующему.
1. Планирование инновационной деятельности. Существует мнение, что поскольку инновационная деятельность связана с творчеством, планировать ее невозможно. В действительности инновационный процесс вполне структурирован, и его можно и нужно планировать.
Планирование начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации организации на инновации. Затем необходимо определить стратегические направления инновационной деятельности и поставить цели в каждом из них.
Затем определяется оптимальная для каждого направления инновационная стратегия развития предприятия. И на основе стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий менеджеров и сотрудников.
2. Организация инновационной деятельности. Эта задача заключается в формировании процессов и структур, поддерживающих инновации. Это могут быть отделы, управления или департаменты инноваций, которые должны работать в созданной организационной структуре, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для создания и реализации инноваций. Все бизнес-процессы, касающиеся инновационной деятельности, должны быть четко прописаны и действовать наравне с основными бизнес-процессами, относящимися к основному производству. Любая дискриминация этих структур или работа для проформы будут негативно сказываться на эффективности инновационной деятельности.