Если проанализировать, в каких направлениях успешно развиваются инновации СИЗ, можно выделить четыре главных направления.
Первая группа — это инновации, связанные с модификациями существующих СИЗ. Они могут касаться улучшения потребительских и защитных свойств СИЗ и уменьшения их себестоимости. Как правило, в основе таких инноваций находятся выявленные, но пока не решенные проблемы конечного потребителя.
Вторая группа — это инновации, основанные на комплексном подходе ко всему портфелю СИЗ компании-производителя, на выявлении и заполнении пробелов в продуктовой линейке. Обычно в их основе находится анализ продуктовых линеек как самой компании, так и конкурентов.
Третья группа связана с различными сервисами, которые поставщики предлагают потребителям на всех этапах жизни СИЗ — от выбора оптимального товара до его утилизации. Сюда относятся сервисы по оценке рисков, подбору и обслуживанию СИЗ и обучению пользователей. Такие инновации разрабатываются, как правило, на основе выявленных болевых точек потребителя, связанных не с самим продуктом, а с сопутствующими сервисами.
В четвертую группу входят инновации, в основе которых — новые технологии с пока не подтвержденным рыночным потенциалом. Здесь мы имеем дело с гипотезой о возможной востребованности нового решения потребителями, которая требует дальнейшего подтверждения. Большинство умных СИЗ пока находятся в этой категории. В основе таких инноваций лежат новые, еще не внедренные в жизнь технологии, разработанные научно-исследовательскими отделами компаний.
На первое место здесь я бы поставил улучшение комфортности, эргономичности и дизайна, и вот почему. Критерии выбора промышленной защитной одежды и СИЗ в целом продолжают сдвигаться в сторону комфорта и дизайна. Десять лет назад приоритет при выборе изделия отдавался защитным свойствам СИЗ, особенно на североамериканском рынке. Сегодня от защитной индустриальной одежды в основном требуется простое соответствие установленным нормам безопасности и уровням защиты, а главные требования — комфорт и эргономика. Так, североамериканский рынок защитной одежды постепенно начинает догонять европейский по привлекательности дизайна или по крайней мере двигается в том же направлении. Этот сдвиг происходит по многим причинам, таким, например, как смена поколений, влияние профсоюзов и т.д. Новое поколение — поколение миллениума (людей, родившихся в 1980–2000-х гг.) — предъявляет новые требования к средствам защиты, оно хочет носить удобную, функциональную одежду, которую можно было бы носить и в повседневной жизни.