Социальные институты формируют ценностные системы, нормы и образцы поведения, удовлетворяя потребности общества и регулируя социокультурные процессы. Роль музея трансформируется из простого хранилища древностей в социальный институт, направленный на благо общества. Согласно Кодексу музейной этики ИКОМ, принятому в 2006 году, музей определен как некоммерческое учреждение, открытое для публики, которое сохраняет и экспонирует культурные свидетельства с целью обучения и удовольствия. Эволюция музея проявляется в расширении его функций, включая исследовательскую, образовательную и рекреационную.
Одной из ключевых предпосылок изменений в музейной среде стал парадигмальный сдвиг в понимании инвалидности в обществе. До 1965 года доминировала медицинская модель, рассматривающая инвалидность как чисто медицинский феномен. В этом контексте инвалидность воспринималась как «дефект», требующий лечения или коррекции, чтобы человек соответствовал нормам здоровья. Исходило предположение, что инвалидность свидетельствует о нездоровье. Эта модель акцентировала внимание на необходимости терапии, создания специализированных служб и закрытых медицинских учреждений.
Однако медицинская модель подвергалась критике за стигматизацию и дискриминацию людей с инвалидностью. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения предложила новые рекомендации, основанные на терминах «нарушение», «ограничение жизнедеятельности» и «социальная недостаточность», что открыло путь к более инклюзивному и комплексному пониманию инвалидности, способствующему ее интеграции в общество.
Последние десятилетия отмечены значительными изменениями в сфере искусства, в частности, в социальных, образовательных и партиципаторных аспектах, что указывает на кризис в художественной институциональной системе. Музеи, принимая на себя функцию открытых пространств для дискуссий, активно участвуют в анализе современных социальных процессов. Они не ограничиваются лишь описанием и изучением истории артефактов, но также критически переосмысляют актуальные реалии. В основе создания нового знания о современности лежит исследовательская деятельность, позволяющая музеям оперативно реагировать на возникшие кризисы и адаптироваться к внешним трансформациям.