По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.272

Инклюзия в современных музейных практиках: инклюзивные проекты музея «Гараж»

Артемьева М.П. музеевед, г. Пермь

В статье рассматриваются современные практики инклюзии в музейной деятельности на примере инклюзивных проектов музея «Гараж». Анализируются основные подходы и инициативы музея, направленные на создание доступной культурной среды для различных категорий посетителей, включая людей с инвалидностью. Особое внимание уделено инновационным программам, использующим современные технологии и методы взаимодействия, а также важности инклюзивности для формирования новой культурной политики.

Литература:

1. Щекочихина М. (2021). Исследования инклюзии и их влияние на стратегии развития инклюзивных программ в арт-институциях // The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры, 3, 16–51. https://doi.org/10.35074/GJ.2021.30.17.004.

2. Щекочихина М. (2020). Понимание и реализация инклюзии в российских музеях // The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры, 1, 98-123. https://doi.org/10.35074/GJ.2020.1.1.008

3. Кравченко П.В. Разнообразие и инклюзия в контексте современных музейных практик. — СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. ORCID 0000-0002-8287-6406.

4. Лугоманова Р. Инклюзивные практики в Музее «Гараж». Первый опыт. Работа с незрячими, слабовидящими, глухими и слабослышащими посетителями. Электронный ресурс: https://russianartarchive.net/ru/research/inclusive-practices-at-the-garage-museum-part-1.

Социальные институты формируют ценностные системы, нормы и образцы поведения, удовлетворяя потребности общества и регулируя социокультурные процессы. Роль музея трансформируется из простого хранилища древностей в социальный институт, направленный на благо общества. Согласно Кодексу музейной этики ИКОМ, принятому в 2006 году, музей определен как некоммерческое учреждение, открытое для публики, которое сохраняет и экспонирует культурные свидетельства с целью обучения и удовольствия. Эволюция музея проявляется в расширении его функций, включая исследовательскую, образовательную и рекреационную.

Одной из ключевых предпосылок изменений в музейной среде стал парадигмальный сдвиг в понимании инвалидности в обществе. До 1965 года доминировала медицинская модель, рассматривающая инвалидность как чисто медицинский феномен. В этом контексте инвалидность воспринималась как «дефект», требующий лечения или коррекции, чтобы человек соответствовал нормам здоровья. Исходило предположение, что инвалидность свидетельствует о нездоровье. Эта модель акцентировала внимание на необходимости терапии, создания специализированных служб и закрытых медицинских учреждений.

Однако медицинская модель подвергалась критике за стигматизацию и дискриминацию людей с инвалидностью. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения предложила новые рекомендации, основанные на терминах «нарушение», «ограничение жизнедеятельности» и «социальная недостаточность», что открыло путь к более инклюзивному и комплексному пониманию инвалидности, способствующему ее интеграции в общество.

Последние десятилетия отмечены значительными изменениями в сфере искусства, в частности, в социальных, образовательных и партиципаторных аспектах, что указывает на кризис в художественной институциональной системе. Музеи, принимая на себя функцию открытых пространств для дискуссий, активно участвуют в анализе современных социальных процессов. Они не ограничиваются лишь описанием и изучением истории артефактов, но также критически переосмысляют актуальные реалии. В основе создания нового знания о современности лежит исследовательская деятельность, позволяющая музеям оперативно реагировать на возникшие кризисы и адаптироваться к внешним трансформациям.

Для Цитирования:
Артемьева М.П., Инклюзия в современных музейных практиках: инклюзивные проекты музея «Гараж». Музей. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: