В условиях, когда льготные инфраструктурные займы (ИБК / с 2025 г. — КИК) применяются, преимущественно, в крупных инфраструктурных и комплексных проектах (КРТ, транспорт, ЖКХ), для массового сегмента индивидуального жилищного строительства (ИЖС) устойчивого механизма пока нет.
Чтобы инфраструктура для частных домов перестала быть «долгом» самих граждан, а стала системным ресурсом, нужно создать юридический контур «Инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) в ИЖС» через регионального интегратора, то есть новый механизм управления инфраструктурой ИЖС и мастер-планы. Опыт Кемерово показывает, что это возможно.
ПЕТР МЕДНИКОВ — инженер и эксперт по развитию индивидуального жилищного строительства. Имеет опыт работы в ведущих международных и российских девелоперских структурах. Занимается формированием новых управленческих и технологических моделей в жилищной сфере, объединяя инженерное мышление и стратегическое видение.
Обеспечение инженерной инфраструктурой массивов индивидуального жилищного строительства — одна из главных задач национальной жилищной политики.
Льготные инфраструктурные займы по Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1189 и постановлению от 10 февраля 2025 г. (режим казначейских инфраструктурных кредитов — КИК) предоставляются субъектам РФ на срок до 15 лет под 3% годовых.
Однако в состав финансируемых объектов попадают преимущественно крупные городские и транспортные инфраструктуры, а не массивы ИЖС.
Проблема — в отсутствии единого заказчика, который мог бы получать кредит и обеспечивать возврат через рост налоговой базы или тарифы.
В Кемерове реализуется проект реконструкции инженерной инфраструктуры (электросети, водоснабжение, канализация, дорожная сеть) на средства ИБК. Общий объем финансирования — 4,98 млрд руб. (данные Минстроя и региональных отчетов).
Постановлением Правительства Кемеровской области — Кузбасса от 27.12.2023 № 896 уточнен перечень мероприятий, реализуемых в рамках региональных ИБК-проектов.