Исследователи Института образования НИУ ВШЭ опросили преподавателей подмосковных колледжей и сравнили, какие преимущества и недостатки новые условия труда привнесли в их жизнь.
Внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников стало камнем преткновения для профессионального и экспертного сообщества. К единому мнению прийти так и не удалось, но между тем в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2012 г. эффективный контракт поэтапно внедряется в образовательные учреждения.
Чтобы понять, как сами учителя оценивают изменения, эксперты НИУ ВШЭ Павел Деркачёв и Алексей Зиновьев изучили мнения 253 преподавателей из 83 учреждений среднего профессионального образования (СПО) Московской области.
Среди охваченных образовательных учреждений были как те, которые уже перешли на эффективные контракты в трудовых отношениях с педагогическим составом, так и те, которые пока работают по-старому. Все колледжи были поделены на четыре кластера в зависимости от следующих критериев:
- удалённость от Москвы;
- число педагогических работников в расчёте на одного студента;
- средний размер заработной платы преподавателей;
- популярность образовательной программы среди студентов.
Из каждого кластера выбрали преподавателей, работающих на разных системах оплаты труда, и поделили их на две группы: экспериментальную (105 человек) и контрольную (148 человек).
Исследователи спрашивали респондентов, в частности, как соотносится желаемый уровень зарплаты с реальным, есть ли необходимость искать дополнительный заработок, как часто происходит оценка профессиональной деятельности, считает ли преподаватель свою профессию престижной.
Анкета включала 31 вопрос.
Важно отметить, что по социально-экономическому положению (возрасту, числу детей в семье, квалификационной категории, общему педагогическому опыту, стажу работы в занимаемой на данный момент должности) респонденты экспериментальной и контрольной групп существенно не отличались.