Введение. Роль моделей в исследовании окружающего мира и построении картины мира [1, 2, 3] весьма велика. Дополнительным аспектом применения моделей является их использование в информационных технологиях и системах. Модели широко применяются в прикладных исследованиях [4–7]. Моделирование создает возможность замены эксперимента математическими или информационными манипуляциями и переноса результатов моделирования на объект исследования. Это прикладное значение моделирования. Междисциплинарное значение моделирования состоит в возможности переноса знаний. Логическое [8–10] и системное [11–13] моделирование может служить критерием проверки истинности знаний. Технологически моделирование связано с построением моделей и созданием новых методов моделирования для новых явлений и объектов. В ходе многообразия существующих и возникающих моделей возникает необходимость обобщения моделей и моделирования и создания неких концептуальных моделей над моделями, которые могли бы эффективно осуществлять построение моделей и их анализ. Одной из таких обобщенных моделей является информационная конструкция [14, 15]. Процесс построения информационной конструкции и процесс применения информационной конструкции называется информационным конструированием [16].
Группы моделей в аспекте абстракции. В соответствии с различными назначениями модель используется не только с целью получения объяснений различных явлений, но и для предсказания интересующих явлений. Это определяет такие функции моделей и разбиение на их группы: «объяснительные» и «предсказательные» [1, 17].
В соответствии с уровнем абстракции можно разделить модели на другие типы групп. При этом используется принцип построения модели как некого отражения объекта. Этот подход дает возможность обобщенного разбиения моделей на три группы (рис. 1, 2).
Модели первой группы (реальные объекты и абстрактные модели, рис. 1 а) выражают принцип «отражения» чего-то существующего, первичного по отношению к модели. В этом походе модель имеет более высокий уровень абстракции, чем ее «оригинал». При этом реальные объекты рассматривают как находящиеся в некой внешней среде, которая влияет на построение модели, внося информационную неопределенность в модель.