По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Информационные системы для управления ТОиР

И. Н. Антоненко канд. техн. наук, начальник отдела, фирма «НПП «СпецТек»
И. Э. Крюков генеральный директор, фирма «АйТиЭм»

В настоящее время многие предприятия решают задачу выбора и внедрения информационной системы управления ТОиР. В статье представлен взгляд авторов на основные этапы развития практик технического обслуживания и ремонта. Одновременно в общих чертах рассматривается ход эволюции информационных систем ТОиР. Дана краткая характеристика передовых практик ТОиР. Сформулированы ключевые требования к современной информационной системе ТОиР.

Литература:

1. Ушаков И. А. Откуда есть пошла надежность на Руси // Методы менеджмента качества. – 2009. – № 1. – С. 10–13.

2. Herd G. Failure rates. Washington: ARINC Monograph 2:31, Aeronautical Radio Inc. – 1955.

3. Weiss G. On the theory of replacement of machinery with a random failure time // Naval research logistics quarterly. – 1956. – Vol. 3. – №4. – P. 279–293.

4. Барлоу Р., Прошан Ф. Математическая теория надежности / Пер. с англ. Под ред. Б. В. Гнеденко. – М.: Советское радио, 1969. – 488 с.

5. Smith A. Reliability-Centered Maintenance. NY: McGraw-Hill, Inc., 1993. – 201 p.

6. Reliability Centered Maintenance Guide for Facilities and Collateral Equipment. NASA, 2000. – 348 p.

7. Derman C., Sacks J. Replacement of periodically inspected equipment // Naval research logistics quarterly. – 1960. – Vol. 7. – № 4. – P. 597–607.

8. Герцбах И. Б. О профилактике по прогнозирующему параметру // Известия АН СССР. Сер.: Техническая кибернетика. – 1967. – № 1. – С. 56–64.

9. Nowlan F. S., Heap H. F. Reliability-centered Maintenance. San Francisco: Dolby Access Press, – 1978. – 466 p.

10. Khan F., Haddara M. Risk-based maintenance (RBM): a quantitative approach for maintenance/inspection scheduling and planning // Journal of Loss Prevention in the Process Industries. – 2003. – Vol. 16. – № 6. – P. 561–573.

Техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОиР) как область деятельности за последние полвека изменилась весьма существенно. Этому имелись объективные причины. Хотя степень механизации промышленности постепенно наращивалась, примерно до Второй мировой войны она была не очень высокой. Вследствие этого отказы машин и их простои были не слишком важны для предприятий. При этом само оборудование было не очень сложным и легко поддавалось ремонту. В этой связи при эксплуатации оборудования преобладал подход «пусть ломается – починим», известный также как «ремонт после отказа» (Run-toFailure – RTF). Систематическое обслуживание, кроме смазки и чистки, не проводилось.

Затем многое изменилось. Война требовала новых, более сложных и совершенных продуктов промышленности, и в большем количестве. А численность рабочих при этом значительно сократилась. В итоге механизация приобрела такой импульс, что к 1950-м гг. количество машин и механизмов увеличилось в разы, сами они стали значительно сложнее и дороже, от них ожидали удовлетворения важнейших потребностей в надежде на их производительность. Зависимость человека и предприятий от оборудования значительно возросла. Дороговизна машин требовала поиска путей продления их срока службы. Поэтому возникла мысль, что отказы нужно предотвращать, не допускать внезапных остановок производства из-за поломок и аварий, грозящих серьезными последствиями там, где многое отдано на откуп машинам. По мнению И. А. Ушакова [1], мощный стимул исследованиям в области надежности дала корейская война 1950–1953 гг., где американские войска столкнулись с серьезной проблемой обеспечения работоспособности военной техники на удаленном театре военных действий. Простую практику RTF не так просто реализовать, когда затруднена доставка запчастей.

Так появилось предупредительное обслуживание, а также плановые предупредительные ремонты (ППР). Суть этого подхода в том, чтобы провести ТОиР до наступления отказа, тем самым улучшить техническое состояние оборудования и снизить вероятность возникновения отказа. Дальнейшая эволюция ТОиР в значительной степени стала развитием идеи предупредительного обслуживания.

Для Цитирования:
И. Н. Антоненко, И. Э. Крюков, Информационные системы для управления ТОиР. Электроцех. 2013;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: