На протяжении последних двух десятилетий атлантические державы выступают инициатором внедрения новых форм информационно-психологической борьбы, что актуализирует задачу поиска эффективных методов противодействия угрозе дезинтеграции гуманитарной сферы единого пространства безопасности постсоветского региона.
Цель научной статьи — выявление содержания информационно-психологического противоборства в постсоветском регионе в период 1990-х — второго десятилетия 2000-х гг. и определение его основных этапов. Задачами исследования выступают: уточнение предпосылок и движущих сил информационно-психологического противоборства на пространстве СНГ, анализ истоков и трансформаций процесса внешнего информационного воздействия субъектами международных отношений постбиполярного мира, обоснование ключевых этапов развертывания информационнопсихологической борьбы в ближнем зарубежье России, оценка возможностей российского государства по ограничению внешнего информационно-психологического воздействия на гуманитарную сферу региональной и национальной безопасности.
Для решения цели и задач исследования применялись исторический, компаративистский, структурно-функциональный методы.
В статье приводится авторское видение сущности и содержания информационно-психологического противоборства между Россией и ее союзниками по ОДКБ и атлантическими державами и созданными ими международными объединениями. Аргументируется, что информационная политика США, НАТО и Европейского союза имеет под собой четкие идеологические основания, нацеленные на обеспечение принудительной демократизации постсоветского региона. Следствием этого становится военно-политическая и культурно-идеологическая экспансия евроатлантических институтов, одним из стратегических ресурсов которой остается внешнее информационно-психологическое воздействие на национальную и региональную безопасность, в первую очередь — на гуманитарную ее составляющую. Информационнопсихологическое противоборство на постсоветском пространстве периода 1990-х — начала 2020 гг. включает в себя инерционный период, этапы активизации, эскалации и конфронтации. Особенностью стратегии западных держав выступает комбинирование форм опосредованного информационно-психологического воздействия через каналы «публичной дипломатии» и практики прямой агрессивной пропаганды, нашедшей доктринальное воплощение в концепции «стратегической коммуникации». Рубежом перехода к открытой информационно-пропагандистской борьбе стал кризис международных отношений вокруг Крыма и Украины 2014 г., следствием которого в том числе стал перенос практики «стратегической коммуникации» для воздействия на гуманитарный сектор коллективной безопасности пространства ОДКБ.