Высокоэффективное управление земельноимущественными отношениями в Российской Федерации в первую очередь обусловлено совершенным и абсолютно прозрачным, не предусматривающим никакой двойной или тройной интерпретации законодательством. В связи с чем особого внимания заслуживает структура и содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к установлению сервитута, на учтенное в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) недвижимое имущество.
Гражданское и земельное законодательство Российской Федерации определяет сервитут как право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества [1, 2].
Практика отношений и судебных споров, обусловленных установлением различного рода сервитутов и защитой прав участников соответствующих правоотношений, чрезвычайно широка и многообразна. Вместе с тем многочисленные проблемы, связанные с особенностями отдельных видов сервитутов, характером отношений, в которых интересы субъектов гражданского оборота могут быть обеспечены только путем установления сервитута, а также с местом сервитута в системе гарантий прав собственников имущества, до настоящего времени остаются нерешенными и порождают различные споры и вопросы [3].
Сервитут как ограниченное вещное право имеет особое значение для регулирования земельно-имущественных отношений и оптимального использования земельной собственности и другой недвижимости.
Структура сервитутов в действующем земельном и гражданском законодательстве отличается несоответствием и недоработкой, которые заключаются в следующем:
1) необходимость регистрации сервитута в ЕГРН;
2) разночтение оснований, при которых устанавливается сервитут на объект недвижимости.
В настоящей статье поставлены следующие, актуальные научно-технические задачи:
1) провести сравнительный анализ случаев, при которых устанавливается сервитут по земельному и гражданскому законодательству РФ;
2) рассмотреть в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ основания для обязательной регистрации сервитута на объект надвижимости в ЕГРН;